У нас в гостях любопытный художник Дмитрий Русич. Собственно, любой творческий человек заслуживает особого внимания, но тут ещё очень любопытный факт вкрался в наше знакомство с неизвестным нам художником: он - действительно гениален в своём роде, но избегает общения с широкой общественностью и на выставки своих работ соглашается с большой неохотой. Христос когда-то сказал, что если человек будет зарывать свой талант, то у него отымется и последнее, что имеет. В этом случае Дмитрий Русич не зарывает свой талант, но и делиться своими работами не желает. Странно, не правда ли?
В Хабаровске выставка Дмитрия Русича пройдет, как только будет найдено подходящее помещение, устраивающее автора. Организаторы надеются, что такой, по меньшей мере неординарный, автор будет интересен для людей, неравнодушных к искусству в дальневосточной столице.
Искусство нонконформизма
наполнено ощущением
потрясённости мира, отдающимся
во вселенских просторах…
А.Каменский, 1987.
Неофициальное советское искусство, в отличие от официального, оказывало предпочтение не содержанию, а художественной форме, в создании которой художники были совершенно свободны и самостоятельны. Отрыв формы от содержания приводил, согласно официальной доктрине советского искусства, к утрате содержания, поэтому неофициальное искусство – нонконформизм – определялось как формализм и преследовалось. Искусство практически неизвестного широкой аудитории художника нонконформиста Дмитрия Русича, видного представителя московского андеграунда 1960-х — 1980-х годов, вполне можно назвать экзистенциалистским, так как утверждало абсолютную уникальность отдельного человека. Идеалистическая эстетика нонконформизма основывалась на представлении о душе (внутреннем Я) художника как источника прекрасного. В таком представлении содержался бунтарский протест против объективизированного мира, преодоление пропасти между субъективностью и объективностью, что привело к выражению проблемы бытия в тревожных и необычных формах. Экзистенциальный бунт нонконформизма был созвучен мировому искусству 20-го века и – с опозданием на несколько десятилетий – включил русское искусство в мировое художественное пространство.
В творчестве Дмитрия Русича нонконформизм стал формалистическим, опосредованным зеркалом эмпирической реальности, породив массивы нового психологического материала. В основе экзистенциалистского бунта Русича лежит максимализированная советским тоталитаризмом угроза утраты своей индивидуальности. Нонконформизм в искусстве Русича всегда является явлением положительным, хоть некоторые и считают многие его проявления негативным влиянием, иногда даже влиянием разлагающим великое наследие. Художники (в широком смысле слова), которые активно продвигают новые точки зрения, вносят новые веяния во всё искусство, не дают ему застояться, окружить себя стенами, зайти в тупик. Нонконформизм это, своего рода, постоянный поиск новых путей развития. От тревог времени нонконформисты, работавшие в подполье в буквальном (как Арефьев на лестничной площадке, Русич – в дворницких и кочегарках) и фигуральном смысле, переходили к мечтам и надеждам. Как видения перед ними, наряду с взбудораженно-лихорадочными, часто исполненными ненависти сценами реальной жизни, вдруг вставали образы бесконечного простора и счастья, сменявшиеся отражениями трагического смятения души. Многое в творчестве Русича доказало, что человек, тем более художник, может отринуть общественный уровень существования и обитать в безбрежном Бытии, черпая подлинное содержание в себе, в сенсуализации ощущений, в тонкостях внутренней жизни, в метафизике и эстетике.
Работы Дмитрия Русича, как яркого представителя нонконформизма, имеют углубленность в душу (внутреннее Я) художника и необычные формы выражения нового психологического материала. «Бодрствующая душа» гениального художника вступает в контакт с любым явлением современной ему действительности, проявляет новые грани объекта при его соприкосновении с душевной жизнью. «Чувствующая мысль», тяготея к осмысленности впечатлений, при помощи образных ассоциаций, наделяет глубинным смыслом каждый образ в произведениях художника.
По нашему мнению, психологическая несовместимость с системой, окружающей его, проявилось у Русича в принципах его «взаимодействия» с окружающим его миром искусства. Он принципиально не продает свои картины, он их исключительно дарит своим друзьям и знакомым. Перспективные картины он дописывает годами, а иногда и десятилетиями. Пока не было случая продажи хотя бы одного из холстов, их владельцы не торопятся от них избавляться, хотя многие коллекционеры мечтают о включении их в свои коллекции. Русич не признает никаких мероприятий по его раскрутке, отказывается участвовать в коллективных выставках, а также проводить персональные выставки; не дарит и не продает свои холсты музеям и галереям; не признает интернет, считает его базовой причиной отказа от реального общения с реальными людьми; с презрением относится к такой профессии как искусствовед. Он утверждает, что официальное искусство и все его представители прогнили насквозь и «морально смердят», они ему отвечают примерно тем же.
Так, одна из ведущих экспертов по современному искусству в частной беседе сказала о Дмитрие следующее: «Если бы предметы, животные и люди на холстах Сальвадора Дали двигались бы как на холстах Дмитрия Русича, то его, несомненно, можно было бы считать более талантливым, нежели Дмитрий Русич». Затем, после чеховской паузы, добавила: «Но официально я этого никогда не позволю себе высказать».
И действительно, когда еще в конце девяностых прошлого века изображения на холстах Русича загадочным образом пришли в движение, не обращать внимание на уже к тому времени талантливого колориста и рисовальщика, грамотно и необычно строившего композицию своих полотен, было просто невозможно. Душевная борьба способна обострить и направить мысль и душу художника в запредельные, недоступные обычному опыту, но необходимые для творчества области. По самым разным и неожиданным поводам художник может проявлять внимание к окружающему с вовлечением Высших сил в своё творчество.
В поисках новой реальности искусство ярко выраженного нонконформиста Дмитрия Русича смело преодолевало преграды канонов прошлого. Русич продумал свою теорию о том, что трехмерный мир на двухмерных холстах может прийти в движение, и он пришел.
Чего о нем только не говорили. И то, что это просто коммерческая раскрутка очередного художника. Но время шло, а товар, его холсты, на рынке не появлялись. И эта гипотеза ушла в вечность сама по себе. И то, что весь его талант, это всего лишь следствие алкоголизма. Договорились до того, что Русича вообще не существует, но уже появление все новых полотен это отрицало. И соответственно если его нет, вставал вопрос, какой же ненормальный автор приписывает его, а не свое имя настолько талантливым работам.
Первую выставку его друзьям удалось провести, в некотором смысле обманув его. Т.к. он четко сформулировал, что он запрещает делать с его работами — не выставлять в музеях, картинных галереях, арт-галереях, выставочных залах. Поэтому первую выставку они провели в библиотеке 79 в Москве. Выставка провисела всего 7 дней. Но начало было положено.
По нашему мнению, нонконформизм Дмитрия Русича необходимо рассматривать, как готовность человека-творца действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства, отстаивая прямо противоположную точку зрения. Как правило, высоким нонкорфизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди. Известный театральный режиссер Г.А.Товстоногов называл это явление «вопрекизм»...
На Дальнем Востоке Дмитрий проходил службу в Советской армии. До сих пор с большим уважением он вспоминает о известном во Владивостоке художнике-нонконформисте Пыркове, как о мастере композиции и лучшем колористе, оказавшем на развитие его творчества большое влияние: «Творец Александр Пырков взял на себя грехи всех течений модернизма, довёл их до абсурда, до горящей точки вне времени и пространства. Чем, на мой взгляд, и заслужил посмертную славу, настолько его опыт поучителен».
Борясь с чиновничьей и бытовой ложью своего времени, художник Русич отменил логику геометрии трёхмерного пространства. Живопись для него была и есть, если и не единственною любовью, то привязанностью и смыслом всей жизни.
Всё вокруг нас двигалось в мире искусства, обездушенная, десакрализированная живопись уходила сквозь чёрный квадрат Малевича в дизайн. «Арбайтен, арбайтен, арбайтен»! Товар – деньги – товар (вернее, картинка, или формализованная абстракция художника к изобретению инженера, бренду торговца и т.д.). Как белка в колесе. Медленно расплываясь на полотне, предметы исчезли, как и советская власть…. Остались краски. Потом – оттенки…
Иван Томин
Присоединяйтесь к новостному каналу газеты « Молодой дальневосточник XXI век» в Telegram
Комментарии (0)