Стихотворный язык древних поэтов или руны? Но что это? Неужели поэзия - праматерь любого языка?
Руническое письмо было когда-то распространено в Северной Европе 13 веков, в шведской провинции Даларна - до XIX века. Но и сегодня руны не забыты. Внимание к ним настолько сильно, что даже порождает псевдоисторические теории.
Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.
По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.
Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. βοῦς – бык и στρέφω – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.
Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.
Появившись у северных народов еще в начале III века, истинный рассвет руническое письмо получило в христианский период Скандинавии. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.
Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».
Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами. Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, и даже гипотетический «древнеславянский алфавит».
В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.
Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.
Многие современники любят мистифицировать древние записи, а ведь некоторые руны несут в себе смысл, равный объявлению от администрации ЖКХ на вашем подъезде. Например, сообщают о строительстве моста или времени сбора податей. Благодаря руническим камням, удалось узнать и о многих событиях, повлиявших на ход истории определенного поселения, но, к сожалению, очень немногие каменные «учебники истории» содержат упоминания дат. Один из таких камней гласит, что «дренги осадили Хедебю». Сказать наверняка, каким годом датированы эти руны, очень сложно, ведь средневековый город Хедеба был известен своим богатством, из-за чего его часто осаждали враги. Руны не только повествовали о событиях, но и содержали отношение к ним. Это просматривается на примере высеченных песен: драпа - хвалебная песня, нид - хулительная. Причем сочинение нидов запрещалось законом.
Несмотря на общедоступность рунического письма, настоящие шедевры правильной формы и содержания создавались лишь профессиональными мастерами, эрилями. «Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» - надпись на шведском руническом камне VI в. Современные рунологи могут назвать порядка 140 имен древних мастеров, отсекая работы дилетантов с низким качеством резьбы и ошибками в тексте.
Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.
Руны имели довольно разнообразный функционал. Кроме личных и общественных блокнотов, книг, стел и, по некоторым поверьям, магических заклинаний, они также были записными листами творческих жителей тех времен. Например, вот поэма, оставленная неизвестным на поминальном руническом камне Rökstenen в Швеции.
Скажи, память, какой добычи было две,
Которую двенадцать раз на поле брани добывали,
И обе брались вместе, от человека к человеку.
Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов
И до сих пор все первый в битве.
Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов.
Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов.
Полный текст содержит еще 17 строк, а само произведение датируется первой половиной IX века. Не оставляют безразличными рунологов и Ингваровы камни. Это своего рода путевые заметки Ингвара-путешественника, предводителя варяжского похода на Каспий (1036—1042 годы). Камни не только описывают события, но и содержат имена участников похода.
Существование так называемых «славянских рун» сегодня не доказано.До сих пор многими со славянскими рунами отождествляется письменность «Велесовой книги», признанной научным сообществом мистификацией. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки, как и «Велесова книга», были признаны поддельными.
Руны использовались в символике национал-социалистической партии Германии (две руны S на черном фоне). В общей сложности, по указу Гиммлера в символике СС использовалось 14 из 24 рун старшего футарка, с помощью которых обозначались основные этапы карьерного продвижения по службе и личные характеристики членов организации.
Комментарии (0)