Братья и сестры! Просим внести посильную помощь на это Богоугодное дело.

Подробнее >

В нашем журнале публикуются статьи и видеоклипы различных авторов, но это не значит, что редакция журнала согласна с каждым автором. Важно, чтобы читатель сам видел и осознавал события, происходящие в России и за рубежом.

С уважением, редакция

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Сейчас 157 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Отважные пионеры российских окраин и бесстрашные воины, зачинатели бунтов, рыцари православия - все это о казаках. Ими восхищался Наполеон и их боялись немцы, о них складывались легенды и их ненавидели те, по кому прошлась казачья нагайка. 2015 год для казаков, можно сказать, юбилейный - 25 лет назад после «советского забытья» в России стали возрождаться казачьи общества.

 

article73723.jpg

Материалы по теме

До начала XX века в стране были огромные территории, требующие освоения. Для поселившихся на них вольных воинов они стали своеобразным «гарантом» собственного существования. Так на окраинных землях Российского государства возникло удивительное самобытное явление - казачество. Как знать, как сложилась бы его судьба, не случись Октябрьской революции. Не по душе она пришлась казакам. Многие открыто встали на сторону Белого движения, отчаянно сражались за казачьи земли, но, не справившись с напором красных, лишились свободы. Советская власть с идейными врагами не церемонилась - расформировала братство вольных воинов и подвергла их массовым репрессиям. Казаки надолго были преданы забвению. И хотя в годы Великой Отечественной войны казачьи части ярко проявили себя, после ее окончания казачество вновь было «забыто» властями.

ВОЛЬНОМУ - ВОЛЯ

Считалось, что казаки полностью слились с другими народами в «единую историческую общность - советский народ», но военное сословие не собиралось так просто сдаваться судьбе. Несмотря на пережитые в XX веке трагедии, оно сохранило историческую и этническую память. Когда в конце 80-х стали ослабевать существовавшие в стране политические запреты и ограничения, казаки вновь заявили о себе, начав создавать небольшие казачьи организации, а еще через несколько лет запустив мощный процесс возрождения казачества уже как историко-культурного движения.

Выросшие из небольших казачьих организаций и отрядов, боевые дружины впоследствии принимали активное участие в горячих точках 90-х. То, что казаки не разучились пользоваться оружием, а смелости и храбрости им не занимать, они доказали в Чечне, Приднестровье, Югославии, Абхазии и Южной Осетии, а совсем недавно в Крыму и Новороссии.

- Для меня стала абсолютно понятна душа казаков, когда я попал в Крым вместе с ними, когда они оставили свои семьи, работу и выдвинулись к Керченской переправе защищать жителей полуострова, - вспоминает вице-губернатор Краснодарского края, он же атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда. - За двое суток набралась тысяча казаков-добровольцев. Со стороны Херсона, Одессы, Харькова на нас шли сотни вооруженных до зубов бандеровцев. Казаки вырыли окопы в три километра длиною и встали на передовой с оружием в руках. С нами находились только 25 сотрудников «Беркута». Люди простояли в окопах три недели, но бандеровцы, зная, с кем им предстоит сражаться, не рискнули вступить в бой.

Сегодня многим казакам режут слух слова «возрождение казачества». Те, кому не по душе такое словосочетание, считают, что казачество никогда не умирало, а потому уместнее говорить не о возрождении его, а о восстановлении. Так считает и всемирный атаман казачьих войск, казачий генерал армии Валерий Камшилов.

 - Волею судьбы казаков раскидало по миру, но мы есть, были и будем - одна семья, как бы нас ни старались стравливать, - уверен атаман, за участие в боевых действиях в горячих точках на Кавказе, в Приднестровье и на территории бывшей Югославии награжденный многочисленными орденами. - Только за последнее десятилетие в России было зарегистрировано более 700 организаций и объединений, причислявших себя к казачеству. Это дробит и мельчит казачье движение.

Валерий Васильевич любит повторять: «Посеял зерно - иди дальше!» Этот девиз означает, что, заложив основы доброго дела, нужно начинать новое. В арсенале атамана Камшилова их немало: поддержка создания казачьих кадетских корпусов, перенос праха Антона Деникина на историческую родину, создание мемориального кладбища участников Первой мировой войны и жертв сталинских репрессий... Это он, атаман Камшилов, и его товарищи - Верховный атаман Николай Ратиев, атаманы Всевеликого войска Донского Вячеслав Хижняков и Михаил Шолохов (сын автора «Тихого Дона», с экранизации которого начало возрождаться казачество), талантливый скульптор Вячеслав Клыков (уже ушедший из жизни) и многие другие - долгие годы вели переговоры с МИД России, убеждая чиновников в том, что российским эмигрантам необходимо дать двойное гражданство, так как большинство казаков покинули родину не по своей воле. В результате этой инициативы многие соотечественники вернулись в Россию.

Казачьего генерала постоянно спрашивают: «Чем будет заниматься сообщество казаков в XXI веке?» Он неизменно отвечает: «Тем же, чем занималось столетиями, - защищать Отчизну. Казаки - это военно-служивое сословие. Но есть у него одна особенность: каждый казак должен быть православным и патриотом. Главное - чтобы  казачество не стало жандармом  в борьбе против  народа».

ЕСЛИ ЕДИНЫ, ТО НЕПОБЕДИМЫ

Исторически казаки всегда были одной из наиболее передовых частей российского народа и внесли огромный вклад в укрепление и развитие страны как сильной и могущественной державы, а за свою многовековую историю выработали особый жизненный уклад, мировоззрение и культурную самобытность. И даже несмотря на то что казачеству, возможно, как никому другому, довелось испытать на себе губительные социальные эксперименты, включая и «расказачивание», оно, пройдя все испытания, продолжает существовать и поныне.

Вот только оказалось, что вынутых из старинных сундуков боевых наград прадедов, амуниции и пошива формы явно недостаточно для создания того или иного казачьего войска. Куда сложнее осуществить подлинное духовное единение всех казаков. К сожалению, процесс возрождения казачества с его массовым энтузиазмом, который проявляли потомки казаков  Дона, Кубани, Астрахани, Поволжья, Забайкалья, Дальнего Востока и Сибири, был спонтанным, противоречивым и конфликтным. Казачье движение до сих пор расколото на «реестровых» казаков, изъявивших желание служить государству, и «общественников» - тех, кто сам по себе пытается сохранить полную независимость. Пока и те и другие не готовы воспринимать друг друга на равных.

...Взаимные упреки и внутренние противоречия рано или поздно, хочется верить, будут забыты, и расколотое сегодня на два лагеря казачество станет единым целым. Валерий Камшилов не устает повторять: «Казак без веры не казак. Именно вера должна объединить всех казаков во благо государства Российского, ведь казак, где бы он ни трудился, какие бы функции ни выполнял на государственной службе или нет, - это патриот и слуга своей Родины».

Елена Казанцева

Фото РИА «НОВОСТИ» и из личного архива Валерия Камшилова

Комментарии (0)

Осталось символов - 500

Cancel or