Братья и сестры! Просим внести посильную помощь на это Богоугодное дело.

Подробнее >

В нашем журнале публикуются статьи и видеоклипы различных авторов, но это не значит, что редакция журнала согласна с каждым автором. Важно, чтобы читатель сам видел и осознавал события, происходящие в России и за рубежом.

С уважением, редакция

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Сейчас 146 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Рязанский историк и исследователь-краевед Александр Иванович Кондрашов (Шилово), на основе собранных документальных исторических источников создал доказательную базу по истории Ермака Тимофеевича…На них и написан этот интереснейший материал.

images/2015/kazaki1.png

К истории рода Ермака Тимофеевича…

Русский историк Скрынников Р.Г., на основании записей в летописях, сообщает:

Ермак Тимофеев. Неизвестный художник. ГМИИРТ. Металл, масло. первая четверть XVIII в.
Лубок. Ермак - покоритель Сибири.

 

  

"О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его. Дед его был суздалец посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудности сошел во Владимир, именем звали Афонасий Петрович сын Аленин, и ту воспитал двух сынов Родиона да Тимофея, и кормился извозом, и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме, а оттуда беж аз жженью и з детми в Юрьевец Поволской, умре…» [1].

В "Памятной книжке Рязанской губернии на 1868 г.» имеется "Историко-статистическое описание города Данкова» данковского купца Василия Ивановича Ермакова, где он довольно правдоподобно связывает род Ермака Тимофеевича со Старым Данковым.

В.И.Ермаков повествует:

" За тем частые набеги татар на Рязанские земли, бывшие в 1426 и 1437 годах, Царевича золотой Орды Мустафы-1445 г. и царя большой Орды Ахмата – 1455,1461,1468 и 1480 одах, поколебали твердыни Данкова и храбрость его жителей. Дед Ермака, как дополняет предание, удалился в период Ахматова разорения в город Владимир, и там, занимаясь извозом, повез однажды разбойников, с которыми попался и посажен в тюрьму. Сын его был по имени Тимофей Олень (Оленин), в последствии времени переселился обратно в Старый Данков, где и родился у него в числе прочих детей, сын Герман, в последствии получивший имя Ермак…»[2].

Летописец Сибири Словцов П.А. в "История Сибири. От Ермака до Екатерины» пишет со ссылкой на старых казаков Ермака, что "Ермак сказывал о своем происхождении, что дед его был посадский Оленин, а отец, принужденный искать пропитание инде…»[3].

Антонов А. В. в своем документальном труде: "Русский Дипломатарий. Частные архивы русских феодалов 15–нач.17.века» приводит под 1499 г. – Ж.гр.в.кн.Ивана Васильевича Матвею Оленину с установлением взимаемых кормов в пожалованном ему кормлении. Из архива дворян Олениных. Там же под 1526-33 гг. Ж.к.гр. в.кн.Вас.Иван. Мордвину Матвееву сыну Оленину на вол. Богаево Владимирского у. с правдой под Семеном Меликовым и в 1549 г. сентября. Ж.к.гр. ц.Ив.Вас. Никите Григорьеву сыну Оленина на дворское во Владимире под Тимофеем Харламовым [4].

Главное в исследуемых источниках – совпадение местопроживания предков Ермака.Далее идет второй факт – связь отца с разбойниками в Муромском лесу, т.е. на древнем тракте Рязань – Муром, который шел через Касимов.

Очень важно, что один из источников, указывает связь Ермака с рязанским городом – Данковым, столицей донского казачества.

Зачем Ермак убил царского посла?

Документы.

Обелиск Ермаку, 1849. Тобольск.

Обелиск Ермаку, 1849. Тобольск. Фото 1905 - 1915. Библиотека Конгресса США. Фотограф Прокудин-Горский Сергей Михайлович

А. Попов в своей истории о войске Донском, изданной в 1814-1818 гг. сообщает, что Ермак, находясь на государевой службе, "охранял границу со стороны Астрахани и нередко ходил на Каспийское море, разбивал персидские торговые и посольские суда, шедшие вверх по Волге, на что Грозный царь сильно гневался, так как очень дорожил торговыми сношениями с Персией и Бухарой» [5]. А.Пивоваров, собиравший казацкие былины-песни о Ермаке, и изданных в Новочеркасске в 1885 г., показывает несколько таких песен, которые подтверждают нападения Ермака на торговые и посольские корабли[6].

…всех поразило нападение и разгром корабля (струга), на котором плыл царский посол Карамышев и его убийство [7]. (Не путать с царским послом Иваном Карамышевым, также убитым казаками в 1631 г. Но помнить, что большинство послов в мусульманские страны назначались из землевладельцев и воевод Касимова,Шацка и Темникова).

В Краткой Сибирской летописи (Кунгурская) [8] сообщается, что Ермак

"…разбиша государевы казенные суды, послов и Бухарцов на усть Волги».

В Строгановской летописи (По списку Спасского) [9] говорится: "…атаманов Ермака Тимофеева с товарищи, како на Волге на перевозех Нагайцов побивают и Ардобазарцев грабят и побивают… и зваху их себе на помощь. Тогда атамана и казаки Ермак Тимофеев с товарищи Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк, собравшись со единомысленною и предоброю дружиною, число ж их 500 и 40 человек, вскоре шествие учиниша к ним».

В Строгановской летописи (По Толстовскому списку) [10] сообщается " Говорил атаманЕрмак… разбили мы лотку коломенку и громили казну государеву; из тово мушкета немецкого вылетала, пулка свинцовая… убила посла государева; а шел тот посол под Астрахань с ево государевою великою казною денежною и пороховою…». В этой же летописи, уже от царского лица говорится " …нашу государеву казну громили и посла убили» [11].

16 ноября 1582 г. в своей Грамоте царь Иван Васильевич Грозный на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеева с товарищами пишет: "…А те атаманы и казаки преж того ссорили нас с Нагайскою ордою, послов нагайских на Волге на перевозех побивали, и ордыбазарцов грабили и побивали, и нашим людем многие грабежи и убытки чинили…» [12].

Всех поразило нападение и разгром корабля (струга), на котором плыл царский посол в Персию Карамышев [13]. И его убийство. Чего прежде никогда не бывало. Немедленно на Дон и Волгу был направлен царский посланник Мурашкин с войском, чтобы наказать казаков.

Имена атаманов Ермака Тимофеева, Матвея Мещеряка, Никиты Пана, Якова Михайлова и приговоренного к смерти за разбой посольского струга, Ивана Кольцо, были так широко известны, что дошли до Уральских гор.

В 1579 г. атаманы как косой прошли по ногайской орде, сметая все на своем пути. Столица орды, город Сарайчик был превращен в дым и пепел. Строгановым в Сибири требовались именно такие.

В апреле 1579г. они отправили казакам "Ласковую» грамоту, где приглашали "оборонять восточный край христианства» [14].

Исследования убийства царского посла Карамышева казаками Ермака приводит нас в Ерахтурскую Мещеру. Здесь, со времен, когда его отец попался с разбойниками, у них имелись какие то земли. Здесь же были земли и самого Ермака, и его сына Федора, полученные ими за царскую службу.

В ввозной грамоте (1589г. марта 14.) Карамышу Девлеткилдеянову с мачехой и сестрами на дд.Сеитово и Екса Богдановское Ргутово с починками в Борисоглебовском ст. Мещерского уезда [15] говорится: "От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси в Мещерский уезд в Борисоглебовский стан в деревню Сеитову, да в деревню Екса Богдановскую Ргутову, да в починок Фетки Ермакова, да в починок Какуевский в Биишев жеребий Теникеева, а Бииша де не стало в 96-м году на нашей службе в Донкове, а после де его осталось жена его да две дочери, а тот его жеребей поместья лежит в порожже, а в поместье и на оброк не отдан никому. Пожаловали есмя тем Биишевым жеребьем брата его Карамыша Девлеткилдеянова.»

Карта А.И. Мендэ, сер.XIX в.Касимовский уезд, д. Сеитово – земли обозначены № 267.
Карта А.И.Мендэ, сер. XIX в.Касимовский уезд, д. Сеитово – земли обозначены № 267.

Приведенная выше грамота показывает, что земли Карамышевых, соседствовали с землями Ермака, т.е. его сына Федора. Этот починок "Фетки Ермакова», как деревня будет существовать до советских времен.

В период, который мы рассматриваем, Россия вел войну с Польшей. Ермак Тимофеевич находился в составе казачьих войск на этой войне. Многие воинские части, принимающие участие в боевых действиях стояли на постое, или отводились на отдых в южный рязанский город – Данков, где, как показано выше

"Бииша ( брат Карамыша) де не стало в 96-м году на нашей службе в Донкове.

"Карамышевы – дворянский род, их предок татарин Карамыш выехал в Москву в начале XV в. Две отделившиеся от этого рода ветви внесены в VI часть дворянской родословной книги Псковской, Тверской и Тамбовской губерний.(Гербовник,III,34). Более известны из Карамышевых:

Иван Никитович Большой в 1577 был головой при воеводе Пушкине в Лифляндии, в сторожевом полку, под Колыванью – головой при кн. Хворостинине в передовом полку.

Иван Никитич Меньшой – в 1577 показан головой при воеводе Пушкине и при кн. Хворостинине, в 1579 – осадным воеводой в Невле, в 1580-81 наместник в Рославле, в 1594 воевода в Великих Луках, и в 1600 – в Заволочье; 

19.12.1817 г. род Карамышевых внесен в VI часть ДРК Рязанской губернии. Две ветви рода К. занесены в III часть ДРК Рязанской губернии.

Род от мурзы Карамыша Девлеткильдеева с 21.04.1589 г. владел д.Сеитово Касимовского уезда.»[16].

Как видно из приведенного документа Ермак служил сразу с двумя Карамышевыми во время войны с Польшей, т.к. сразу два К. служат кн. Хворостинину, с которым Ермак в польских источниках показан как "оттоман казацкий». Из какого рода и ветви кто-то из Карамышевых попал под горячую руку атаманов Ермака неизвестно.

И ныне в Касимовском районе стоят 2 поселения Карамышево.

Но именно они, землевладельцы Мещерского уезда, направлялись послами от Руси в восточные страны. И почти весь царский дипкорпус формировался из татарских и русских кадров, имеющих долговременный опыт службы в Шацке, Касимове, Елатьме и Темникове.

В "Письме пана Стравинского из Могилева на имя короля Стефана Батория», говорится: "Доводим до сведения Вашего Королевского Величества…что московские люди, враги Вашего Королевского Высочества, вторгнувшись в государство Вашего Королевского Величества и всё, начиная от Дубровны, предавая огню и опустошению, пришли под город Вашего Королевского Величества Могилев во вторник 27 июня (1581 г.), в третий час дня, сожгли предместье, за Дубровной Лучкова также сожгли 6 домов; в посаде над Днепром, который называют слободой, тоже сожгли до 100 домов.

Начальствовали над этими людьм и воеводы:1.Кайтеров (Котырев), Хворостинин, Волконский, Батурлин…14.Василий Янов,15. Ермак Тимофеевич, оттоман казацкий…с ними было людей: татар, т.е. темниковских, кадомских, касимовских, свияжских и чебоксарских, а также москвитян 45 000 стрельцов, с Дону и московских (казаков) 1000 на конях, которые целый день во вторник, нападая со всей силой, старались прорваться к городскому укреплению, желая зажечь острог, от чего мы их с Божией помощью удерживали огнем из замка и из острога и не допускали до этого… и в тот же день, во вторник, при заходе солнца поспешно удалились от города к деревне Вашего Королевского Величества Баторке в полуторах милях от города, лежащей на берегу Днепра, а там наскоро пришедши к Днепру,

Тотчас же,сделав для главных воевод несколько плотов, сами все пошли вплавь и в ту же ночь, со вторника на среду, все переправились чрез Днепр и в час уже дня распустили людей

В окрестности и начали жечь деревни, направляясь к Радомлю и Мстиславлю, замкам Вашего Королевского Величества…» [17 ].

Дневник Стефана Батория показывает и другие моменты. Из Письма пана Головчинского С.Баторию 30 июня 1581 г. [18].

"…Чтобы отвлечь польские войска от главных русских сил, послали они в налет легкую казачью конницу вместе с татарами на литовские города и села за Днепром. Командовали отрядами атаман Василий Янов и Ермак Тимофеевич».

О том же. Письмо Петровского [19].

… "в количественном отношении мещерские служилые татары и мордвины превосходили любую русскую дворянскую корпорацию, за исключением новгородской и рязанской: в росписи похода 1604 г. против самозванца упоминается 450 касимовских,537 темниковских,542 кадомских татарина и 220 мордвинов из Кадома и Темникова»[20].

Документы показывают, что Ермак, назван среди других царских воевод, и командывал не только казаками, но и татарскими отрядами, в т.ч. касимовскими. В другой грамоте он опять же, вместе с Василием Яновым и татарами был послан за Днепр на литовские города и села.

Осенью 1582г. по зову Строгановых 540 казаков с атаманами прибыли на место. Помимо вооружения в виде пушек, Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы добавили 300 своих ратников (по иным сведениям 1096), выдали пищали, 60 пудов пороху и свинца, 2500 пудов ржаной муки,

1600 пудов крупы и толокна, 800 пудов сухарей, 200 пудов масла коровьего, 400 "полтей» ветчины, дали проводников и толмачей, знамена и больши струги.

Ермаковская топонимика в Сибири и Касимове.

Атаманы плыли четыре дня вверх по реке Чусовой… два дня рекою Серебряною…и не зная, что ожидало их впереди, для своей безопасности сделали земляное укрепление, дав ему имя – Ермаков Кокуй городок. Как помним рядом с починком Фетки Ермакова находился починок Кокуевский, который мог принадлежать и Ермаку, т.к. у Бииша там был только жребий.

 

В Краткой Сибирской летописи (Кунгурская), говорится:

" И нарекоша его(Ермака –А.К) богом, и погребеша по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосною [21].

Ремезовская летопись (ПО МИРОВИЧЕВУ СПИСКУ), сообщает

"…Ермак же Ваш лежит на Баишевском кладбище под сосною…» [22].

Там же [23]: " Ермаку от утопления, августа в 13 день, восплывшу, и принесе его Иртышною водою под Епанчинские юрты к брегу. Татарину ж Якышу, Бегишеву внуку, ловящу рыбу и наживляяющу перемет, и видев у брега шатаюшесь человеческие ноги и накинув петлею переметную веревку за ноги, извлече на брег и виде пансыри и разумев не просту бытии, а знающе, яко казацы утопоша мнози, и тече на гору в юрты возвестив жителем, и созва всех вскоре, да видят бвышее».

В Касимовском районе есть д. Баишево [24], созданная татарами из Епанчинских юрт Сибири, частью плененных, а частью взятых аманатами (т.е.заложниками) русскими ратниками и высланных по традиции на родину победителя - Ермака Тимофеевича, за расстрел, на территории их сибирского села, его мертвого тела стрелами и копьями.

События развивались тревожно!

Когда с мертвого Ермака Кайдула мурза стал снимать панцирь "…пойде кровь из рта и из носа, что из жива человека». Нагого Ермака положили на лабаз. По окрестностям разослали послов, чтоб все сходились видеть нетленного Ермака и отомстить ему за свою кровь. Каждый приходящий стрелял в тело из лука или вонзал копьё. Все видели, что из тела струится живая кровь. Ермак лежал в таком виде и на этом месте 6 недель, но птицы облетали его.

1 ноября пришли Кучюм с мурзами и Кондинские и Обдаринские князи, которые также вонзили в Ермака свои копья, а кровь все еще шла.

После захоронения Ермака его облачение разделили на двое. Один панцирь отдали в приклад Белгорскому шайтану, "и той князь Алачь взял…2-й отдаша Чайдулу мурзе Закайдаме. Кафтан взял Сейдяк царь. Пояс с саблей взял Карача».

Во времена царя Михаила Федоровича и его отца патриарха Филарета в Сибирь архиепископу Киприяну была направлена грамота с задачей воссоздать историю и имена ермаковских казаков, в т.ч. и все связанное со смертью атамана. За нахождение его могилы, панцирей и вооружения обещалась большая награда.

" В лето 7158 приидиша в Тоболескъ послы от Калматского Аблая тайши», которые рассказали где что находится. Через год по Указу Алексея Михайловича для решения ранее поставленных задач в Сибирь был направлен князь Иван Андреевич Хилков (Землевладелец с. Дегтяное или Дехтяное, что на Борках.1678. Ныне Сапожковский р-н). Он направил Тобольского стрелецкого сотника Ульяна Ремезова для встречи с Аблая тайши.

Последний получив обещанное награждение, передал панцирь Ермака.

"В лето 7159 году, сентября 4» У.Ремезов записал со слов Аблай тайши, что место захоронения Ермака святое. Если кто болеет и взял горсть земли с могилы то становится здоров. Если кто едет на войну и берет с собой ермаковскую землю то возвращается победителем. "Егда же нет земли тощь возвращаюсь». "В родительские дни ваши над могилой столбы огненны», "и в иные свеча кажется Татаром, Руским же не кажетца». "…как от панцирей и от платья чюдеса бывают и как Татара смертной завет положиша, что про него Русакам не вещати.

В том, что это верно Аблай тайши печать свою приложил».

Среди специалистов-историков изучающих материалы о Ермаке установилось мнение, в т.ч. с подачи татарских историков, что плененные и высылаемые аманаты из Баишевских Епанчинских юрт в Касимовское ханство тайно забрали и перевезли с собой тело Ермака.

И сейчас у д.Баишево Касимовского района можно увидеть большой курган, который насыпали над могилой Ермака. И что местными жителями до сих пор хранится печать, которой скреплялся смертный завет.

Рассмотрим топонимику в окрестностях починка Федки Ермакова в контексте с историей Мещеры.

д.Сеитово, происходит от "Сеид» – это глава духовенства в Касимове, избираемый только из потомков Магомета. Указанная д.Сеитово, их владенье.

Истории известны два касимовских сеида. Ак-Сеид, при царе Шах-Али, в 1552 г. участвовал с Иваном Грозным в штурме Казани [25].Кашки-Сеид, из знатного рода Шакуловых, откуда была и касимовская царица – Фатима [26].

Деревня Сеитово – владения Ак-Сеида, т.к. рядом течет речка, именуемая сейчас как Экса, в писцовых книгах – Екса. Топоним происходит от имени /Аксе/ида. Такой же и у целого ряда поселений.

В грамоте указана д.Екса Богдановская Ргутово, имеющая тот же корневой термин, к которому добавлены имена других владельцев.

Если подняться вверх по речке Экса, то в 14 км. стоит село Большие П/ексе/лы, с уже отмеченным термином "ексе», или "экса», две деревни Малые и Большие П/ексе/лы в XVII веке принадлежали Ак-Мамет-сеиду Бел/ексе/итову, сыну Шакулову и его потомкам [27].

Современная карта Касимовского района – положение дд.Баишево и Сеитово.
Современная карта Касимовского района – положение дд.Баишево и Сеитово.

5 августа 1584 г. Ермак погиб в неравном бою с Кучюмом, оставив в истории свое легендарное, и как того хотели правители, "безродное имя».

Всем понятен этот страх. Ермак увеличил территорию России одним ударом, и за время, на которое у монархов уходили столетия.

История русского народа сохранила для потомков традиции, берущие свое начало, наверное, еще со времен Рюрика, которые дают нам неопровержимый метод при определении родины Ермака.

Первое.

Отправленный в Москву в 1584 г. Маметкул (Мухаммед Кулов), получил от царя Федора Ивановича обширные поместья [28].

Карамзин Н.М. писал, что позже "взятое в плен в 1598 г. семейство Кучюма "8 жен», "5 сыновей», "8 дочерей» и "5 князей» поселили "в Касимове» и "Бежецком Верху» [29], далее летописец указывает, что пленников поселили у "царя Ураз-Магмета» и Маметкула. Бежецкий Верх (Городецко), старая Новгородская вотчина, входящая то в Тверские, то в Санкт-Петербургские, то в Московские земли. Во время Смуты по этим местам был нанесен разрушительной силы рейд войск Яна Сапеги.

Для определения поместий Ураз-Магмета мы возьмем его переписку в Смутное время, когда он был в лагере Лжедмитрия-II, с Яном Сапегой.

Ураз-Мухаммед, царевич киргиз-кайсацкой орды, племянник ее хана Тевкеля, взятый в плен в Сибири просит у Яна Сапеги оберегательную грамоту на "…мое поместейца Углицкого уезду на Койскую волость» [30], т.е. в том самом Бежецком Верху.

Соответственно, обширные поместья Маметкула (Мухаммед Кулов) распола- гались в "Касимове», т.е. в Мещере. Где они располагались, носящие обычно имена владельцев, нам говорят такие факты.

В окладных книгах 1676 г. в Борисоглебовском стане Мещеры указана д.Кулово [31] около села Дубровка. Деревня существует и поныне, сохранив свое русифицированное имя, как Акулово.

У Добролюбова И.В. в его "Историко-статистическом описании» церквей и монастырей Рязанской епархии при описании Ерахтура отмечено "Урочище Кулово» [32].

В Мещере, рядом с селом Мышцы и сейчас стоит д. Кулово, на границе Касимовского района [33].

Последним фактом в этом вопросе является и захоронение Мухаммеда Кулова, умершего в 1618 г., в Касимове. Подтверждением чего является его надгробный памятник, найденный в 1860 г. муллой Фейз-Хановым [34].

Мы рассматривали так подробно этот элемент по той простой причине, что в Руси, как указывалось выше, наверное, со времен Рюрика незыблемым было право воина на добычу, взятую в бою. На нее не покушались даже монархи. И пленники всегда отправлялись на родину победителя. В нашем случае, Маметкула (Мухаммеда Кулова) и его семейство поселили именно в Мещере, на малой родине его победителя, Ермака Тимофеевича Оленина.

В истории России таких фактов достаточно. Последний, сравнимый с Ермаковым,случай, был связан с пленением князем Барятинским А.И., имама Чечни и Дагестана – Шамиля, которое произошло в середине XIX в.

Шамиль, с многочисленным семейством был поселен в Калуге по той причине, что владения князя, "волость Борятин Мещевского уезда» являлась частью Калужской губернии.

К именам атаманов Ермака Тимофеевича. 

Они подтверждают все выше сказанное.

Уже имя Матвея Мещеряка все ставит на свои места. Но еще более емко имя Никиты Пана. Деревня Сеитово и речка Экса на всем протяжении окружены урочищами. От Оки – урочище Паники, со стороны Б.П/ексе/лы и Шостьи – урочище Панинки. Здесь же в Илебниках землевладельцы Пановы.

У легендарного Ивана Кольцо – соответствующий топоним "Медные кольца», отмечаемый у Добролюбова И.В. при описании с.Ерахтур.

Владимирские историки связывают род Ермака также с фамилией Алениных.

По приведенным выше грамотам видны эти фамилии во владимирских землях.

Род Ермака Тимофеева (сына Оленина) шел в Мещеру через Гускую волость Владимирского уезда. Здесь, на пограничье, на Гуском Погосте был большой беспошлинный торг и винокурение.

Позже, царь Михаил Федорович прекратит его, но, наверное, лет 100 такой торг действовал.

Царь, в грамоте Касимовскому царьку Сеид-Бурхану отмечал: "а тот де Владимирский уезд Гуская волость подошла (имеется в виду торговля – А.К.) под Касимов, обошла кругом Касимова, а от Володимера отдалена верст с полтораста, а касимовские де кабаки от тое их винные продажи запустели, и чинится недобор великий» [35].

По сути, царь, сам не зная того, показал путь, которым шел род Ермака к "починку Фетки Ермакова да к Починку Какуевскому». По указанной царской грамоте "Фетка Ермаков» не является объектом права. В ней указан починок и его имя, закрепившееся в данной местности.

Имя Федор в роду этой ветви Олениных сохранится надолго. Даже в 1774 г. отмечается Иван Федорович Оленин в д.Семакино. В Елатомском уезде, в 1809 г. в селе Антоново, прапорщик "Федоров сын Аленин» [36]. Именно здесь в XVII веке осядет основное колено рода Олениных. А село Салаур станет их родовой вотчиной. Многие данные, скорее всего, хранятся и в Тамбовском архиве.

Здесь необходимо заметить и такой факт. Сразу после Смуты, земли, около починка Федки Ермакова были подозрительно быстро реорганизованы.

От р.Оки, по линии Нармушадь-Занины-Починки, Мальцов тож - Увязь, земли спрятали за стенами Московских монастырей (Благовещенского и Новоспасского – откуда были царские духовники).

В 1675 г. также поступят с Илебниками, передав земли тому же Благовещенскому монастырю.

По ликвидации Касимовского царства (1682 г.) земли по линии Ерахтур-Мышцы-Шостье-Пекселы, т.е. полосу по Северо-Восточной меже выше указанных земель с 1707 г. уберут в Дворцовое ведомство, создав здесь дворцовую Ерахтурскую волость. Поэтому, не случайно, Н.М.Карамзин, выполняя волю Александра-1, вывел Ермака – безродным. Вот такие данные вошли в доказательную базу А.И.Кондрашова о Ермаке.

Примечание:

1. Скрынников Р.Г. Далекий век. Л. 1989.С.4-09. (На основании записей в летописях).

2. Памятная книжка Рязанской губернии на 1868  г.Рязань, 1868 г. С.-210.

3. Словцов П.А. История Сибири. От Ермака до Екатерины. Москва. Вече.2006.С.-51.

4. Антонов А. В. Русский Дипломатарий. Частные архивы русских феодалов 15 – нач.17.века.2002 г. Выпуск 8. С. 294-295.

5. Савельев Е.П. Древняя история казачества.-М.; Вече, 2007. С. -245.

6. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М. Вече. 2007. С. -248.

7. 1000 лет русского предпринимательства. Сост. Платонов О.М. М. 1995 г. С-.46.

8. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская). Рязань. Александрия. 2008. С. - 407.

9. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская). Рязань. Александрия. 2008. С. - 8.

10. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская.) Рязань. Александрия. 2008. С.- 56.

11. Там же. С.- 63.

12. Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд.2. Дополн. М. Изд-во "Восточная литература». РАН. 1999 г. Т.-1. С. -335.

13. 1000 лет русского предпринимательства. Сост. Платонов О.М. М. 1995 г. С-.46.

14. Там же. С.46.

15. Цепков А.И. Свод письменных источников по истории Рязанского края 14-17 веков. В 4-х томах. Рязань. Александрия. 2005. Т.1. С. 541-542.

16. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская). Рязань. Александрия.2008. С.- 11.

17.  Мих.Осип. Коялович/профессор русской истории Петербургской Духовной Академии/"Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581-1582 гг.) С-П, 1867. С. 252-254, № 51 и с. 766.// Савельев Е.П. Древняя история казачества.-М.; Вече, 2007. С.-252.

18. Мих.Осип. Коялович/профессор русской истории Петербургской Духовной Академии/"Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581-1582 гг.) С-П, 1867. № 50. С.251-252.// Савельев Е.П. Древняя история казачества.-М.; Вече, 2007. С.-253.

19. Мих.Осип. Коялович/профессор русской истории Петербургской Духовной Академии/"Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581-1582 гг.) С-П, 1867. № 50. С.-38.// Савельев Е.П. Древняя история казачества.-М.; Вече, 2007. С. -253.

20. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М. Мысль. 1990. С.-55.

21. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская).Рязань. Александрия. 2008. С.- 348.

22. Там же. С. - 435-436.

23. Атлас Рязанской области. Тверь. Роскартография. 2006. С.-37. А-2.

24. Цепков А.И. Свод письменных источников по истории Рязанского края 14-17 веков. В 4-х томах. Рязань.Александрия. 2005. Т.1. С.541-542.

25. Шишкин Н.И. История Касимова с древ. времен. Р. 1999 г. С.-.40.

26. Там же. С.-99.

27. Словцов П.А. Указ. соч. С.-51.

28. Карамзин Н.М. История государства Российского» в 4-х кн.Р/на Д. Изд. Феникс. 1997. Кн-.4. C-.158-160.

29. Шишкин Н.И. История Касимова с древ. времен. Р. 1999 г. C.-44.

30. ГАРО. Ф. 869. оп.1. д. 294. л. 35 (л.454).

31. Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей рязанской епархии. С.-156.

32. Атлас Рязанской области. Тверь. Роскартография. 2006 г. с. 52. Б.-1.

33. Шишкин Н.И. Указ. Соч. C.-.75.

34. Шишкин Н.И. Указ. соч. С.-.40.

35. Шишкин Н.И. Указ. соч. С.-41.

36. ГАРО. Ф.-892. Оп.- 5. Д.-1539. Св.- 26.

См. также: 

- Ермак (Ермолай) Тимофеев

Комментарии (0)

Осталось символов - 500

Cancel or