Братья и сестры! Просим внести посильную помощь на это Богоугодное дело.

Подробнее >

В нашем журнале публикуются статьи и видеоклипы различных авторов, но это не значит, что редакция журнала согласна с каждым автором. Важно, чтобы читатель сам видел и осознавал события, происходящие в России и за рубежом.

С уважением, редакция

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Сейчас 32 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • kholin08

Вспомните, православные! Русь была непобедимой даже в пору татарского ига. А почему? Потому что жила со Христом, с правилами, завезёнными на Русь ещё Андреем Первозванным, а не князем Владимиром. И вот в декабре 1666 года (!) Алексей Михайлович (Тишайший), патриарх Никон и его келейник Арсений Сатаниус (Грек) решили испоганить то, что заповедовал нам Сын Человеческий. Триста с лишним лет Россия принялась молиться...  неизвестно кому, потому что у старообрядцев молитвы те же, но не усечённые, кондаки те же, но не обрезанные. То есть, грубо говоря, Православию сделали жидовское обрезание. Мир молится сатане, а просит у Бога защиты? Поэтому и рухнула династия Романовых, поэтому жиды уже сто лет управляют нашей страной. Не пора ли избавляться от жидовского ига?

Покровский храм и ворота на Ново-Можайскую (ныне 1-я Советская) улицу были построены в 1911 г. ПОКРОВСКИЙ ХРАМ И ВОРОТА НА НОВО-МОЖАЙСКУЮ (НЫНЕ 1-Я СОВЕТСКАЯ) УЛИЦУ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ В 1911 Г.
 
 

В годы советской власти Старообрядческая Церковь подверглась жесточайшим гонениям. В СССР старообрядчество рассматривали как реакционное религиозное течение. К середине 1930-х гг. почти все храмы и молельные были закрыты, ликвидированы все церковно-общественные учреждения, иереи и священники репрессированы. Из полусотни старообрядческих храмов и молелен в Москве к концу 1930-х гг. оставалось только два храма, но в Верее старообрядческий храм продолжал действовать.

В 2016 г. храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в Верее отмечает своё 200-летие. Предание гласит, что до 1812 г. в городе Верее был деревянный молитвенный дом во имя Рождества Христова. О времени постройки молитвенного дома записей не сохранилось. В 1812 г. во время наполеоновского нашествия он сгорел.

В 1816 г. старообрядцы построили новый каменный молитвенный дом, уцелевший до настоящего времени. Строителями и жертвователями стали купцы Борис Петрович Томилин, Даниил, Михаил, Сергей и Андрей Ивановичи Глушковы, Иван и Георгий Ивановичи Шевелёвы и Георгий Иванович Мартьянов. В те времена старообрядцам не разрешалось строить храмы и совершать богослужение, но правительство смотрело сквозь пальцы на негласное существование новых старообрядческих молелен. Поэтому пришлось построить по наружности простой дом; даже крест на нём не был установлен. Дом разделялся на три части: алтарь, храм для молящихся и притвор. Поставлен был иконостас, а в алтаре — престол.

Автор «Очерков поповщины» П.И. Мельников-Печерский пишет об этом молельном доме следующее:

«В тридцатых годах в гор. Верее значится молельная каменная, устроенная наподобие церкви и принадлежавшая всему местному старообрядческому обществу. При ней бывали беглые попы. В тридцатых годах был там поп Иван Петрович Сергиевский, беглый из Александровского уезда Владимирской губернии, о помещении которого на Рогожское кладбище хлопотали у правительственных лиц московские старообрядцы».

Во время царствования императора Николая I гонения на старообрядцев вновь усилились. Это время было самым тяжёлым и для старообрядцев Вереи. Хотя молельная и была, но священникам служить в ней запрещалось. Для исправления треб приходилось приглашать священников из других мест, что было сопряжено с большим риском. Требы совершались в домах украдкой. Если об этом узнавала местная власть, то священнику приходилось скрываться, не окончив начатых треб, чтобы спастись от ареста.

В журнале «Слово Церкви» от 1917 г. рассказывается о следующем случае. На отпевание однажды был приглашён священник о. Феодор (впоследствии епископ Феодосий Боровский). И вот во время службы внезапно появилась полиция и хотела его арестовать. Но благодаря находчивости присутствующих, пастыря удалось по окончании отпевания спрятать, за что старообрядцам пришлось отбыть затем тюремное заключение.

После 1861 г. политика в отношении старообрядчества постепенно стала смягчаться. В 1874 г. был издан закон о записи старообрядческих браков в метрические книги, а с 1883 г. старообрядцам разрешалось отправлять богослужения в закрытых помещениях. В это время старообрядческий молельный дом преобразуется в храм. В 1875 г. попечителем Томилиным был произведён ремонт храма: переменены столбы, поддерживающие балку в храме, окрашена крыша. Много трудов и средств вложили в украшение храма и строительство дома для священника Иван, Илья и Филипп Егоровичи Хомутинниковы. В то же время от наследников братьев К. и И. Глушковых ими было приобретено неоценимое сокровище: Животворящий Крест Господень с 69 частицами мощей святых угодников.

С 1891 г и до конца 1930-х гг. в храме служил священник Стефан Фёдорович Лабзин, происходивший из крестьян Владимирской губернии. На период его служения приходится расцвет Покровского храма, который наступил после издания Указа о веротерпимости 17 апреля 1905 г. 10 июня 1907 г. старообрядцы Вереи подали прошение о внесении их общины в установленный реестр. 3 июля последовал ответ о том, что община зарегистрирована, а 22 июля состоялось первое общее собрание Верейской общины, на котором председателем был избран потомственный почётный гражданин Николай Андреевич Глушков, а старостой храма — местный фабрикант, крестьянин деревни Тимофеевой Вышегородской волости Верейского уезда Дмитрий Никифорович Чувашин, много потрудившийся для храма.

02072016 6Священник Стефан Фёдорович Лабзин в начале служения в Покровской церкви в г. Верее. 1891 г. Фото из архива потомков о. Стефана

02072016 7О. Стефан Лабзин с матушкой Ириной Александровной. Из фондов Верейского историко-краеведческого музея

02072016 1Кресты о. Стефана Лабзина. Собственность потомков о. Стефана

02072016 3Благотворители Покровского храма – купцы К. Глушков, Ф. Хомутинников, И. Глушков. 1913 г. Из фондов Верейского музея

2 февраля 1907 г. было подано ходатайство о разрешении построить колокольню. Стройка производилась по плану и под наблюдением архитектора Николая Георгиевича Мартьянова, который предложил свой труд безвозмездно. Средства были собраны среди благотворителей. 5 октября 1908 г. было совершено поднятие вызолоченного креста, изготовленного на фабрике торгового дома «Андрея Захряпина сыновья». 14 сентября 1908 г. была совершена после молебствия закладка при храме новой трехъярусной колокольни. 30 августа 1909 г. общим собранием общины было постановлено приобрести колокола, которые были куплены на заводах Финляндского на средства, собранные прихожанами. В покупке колоколов много помог своими средствами потомственный почётный гражданин Александр Петрович Гуськов. Он же пожертвовал три колокола с колокольни храма села Симбухово, где находилось его имение и где он был старостой, а также приобрёл для Покровского храма 800 сажен земли.

Огромный интерес представляет переписка о. Стефана Лабзина с дядей, епископом Уральским и Оренбургским Древлеправославной Церкви Арсением (в миру — Анисимом Васильевичем Швецовым). Епископ Арсений — один из выдающихся деятелей старообрядчества, духовный писатель, издатель. Ещё в 1887 г. он создал типографию и мастерскую по производству гектографированных изданий, которые активно распространялись в Нижнем Новгороде, особенно, во время Макарьевских ярмарок. В 1898 г. епископ Арсений был избран местоблюстителем Московской архиепископии, временно управляя делами Старообрядческой Церкви. В 1906 г. благодаря владыке Арсению в Уральске была создана первая в России частная старообрядческая типография А.В. Симакова. Епископ Арсений был одним из самых основательных и плодовитых писателей. Им составлено прекрасное практическое руководство к изучению церковного устава, издано много богослужебной литературы, переизданы «Поморские ответы», «Книга об антихристе». В 2008 г. на Соборе Русской Православной Старообрядческой церкви было принято решение о прославлении Епископа Арсения в лике святых, общепочитаемых среди всех христиан.

02072016 5Выдающийся деятель Русской Православной Старообрядческой церкви святитель Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский

На юбилейной выставке в Верейском историко-краеведческом музее представлены письма епископа Арсения о. Стефану. Очень тёплые, они написаны с отеческими чувствами, содержат поучения и советы на самые разные темы.

В письме от 4 сентября 1892 г. владыка Арсений пишет: «Благословенный иерей Стефан Федорович! Вы, сообщая, что к Вам в город, по случаю моровой язвы, принесли чудотворную икону Пресвятыя Богородицы Можайской, и что встречать её выходили и кругом города обносили все жители вашего города, как последователи господствующей Церкви, так и наши старообрядцы, причём все вместе Богу молились, и затем носят по ряду по домам, которую принимают также и наши христиане-старообрядцы и служат молебны через попов господствующей Церкви, что согласно ли будет сие с правилами Святых Отец? В ответ на это скажу Вам следующее: что прибегать к Богу с просьбою о спасении от угрожающих нам опасностей дело благочестивое и похвальное. А к этому относится и то, чтобы принять к себе в дом чудотворную икону Божией Матери и почесть оную, как у кого хватит усердия. Но тогда это было бы вполне хорошо, если бы эту почесть можно было сделать без участия молитвы с инославными».

Следуя советам епископа Арсения, о. Стефан запретил своим прихожанам «принимать великороссийских попов и монахов с иконою на молебны и тем более молиться с ними», чем вызвал несогласие верейских старообрядцев: «Меня не слушают прихожане». В ответ владыка писал: «Относительно же Вашего расстройства скажу одно — не расстраивайся ничему. Хотя бы земля перевернулась к небу, а небо вниз. Но знайте, что долговременные привычки вдруг никогда не исправляются, всё равно как и застарелые болезни. И если ныне не слушают Вас на основании прежней своей привычки, а со временем, быть может, и с радостью примут это Ваше наставление».

Письмо от 13 июля 1894 г.: «Вы пишете, что у Вас один опился и как за него молиться? Этот вопрос заглазно решать весьма неудобно, потому что упивания вином бывают разные степени: один пьёт запоем до бесчувствия… о таком Церковь не творит уже никакого поминовения. Но иной хотя и запоем, но умирает в чувствах и раскаивается, хотя и не перед священником, в своём пьянстве. О таковых, если они ранее бывали на исповеди, отпевают погребения позаочно, у нас принято наедине. Но иные выпивают вина не по запою, но как бы обычно и случаются таковым удары, и они внезапно умирают, о таковых поют погребения и над телом».

02072016 11О. Стефан (в центре) с прихожанами Покровского храма. Из фондов Верейского музея

Письмо от 7 апреля 1900 г.: «Сейчас получил ваше письмо от 3 апреля, и душевно сожалею, что вас запирают в тюрьму. Жалко и Вас, и вашего семейства. Но что же будем делать, когда так определила воля Божия. Ибо сердце Царёво, а, следовательно, и его начальства, в руке Божией. По настоящей вере нашей мы должны радоваться приключающимся нам здесь скорбям, а не печалиться о них. Но, конечно, мы по немощи своей веры, хотя немного и поскорбим, думаю, Бог милостив, не поставит нам это в великое прегрешение. Но всё-таки, много не унывай, ибо уныние через меру есть смертный грех. Но займись в остроге чтением Божественных книг, попроси смотрителя острога, чтобы он дозволил Вам приносить книги для прочтения. Ирина Александровна, будь великодушна, не скорби много о заключении в тюрьму о. Стефана, эта болезнь временная, пройдет время, и всё это горе позабудете».

Возможно, что о. Стефана заключили под стражу за подпольную издательскую деятельность, о чём в переписке есть только намёки. Несомненно, что о. Стефан оказывал помощь владыке Арсению в книгопечатании. Когда автор этих строк нашёл родственников епископа Арсения и о. Стефана в Верее (Галина Ивановна Авданина, Степан Степанович Авданин), то Степан Авданин принёс в Верейский музей часть печатного оборудования и вспомнил, что в детстве играл со шрифтом со старославянскими буквами. Удивительно, что это оборудование сохранилось, пусть и частично, ведь иметь его было не менее опасно и в годы советской власти, и в месяцы оккупации фашистами Вереи.

02072016 21Часть типографского оборудования подпольной старообрядческой типографии в Верее. Из фондов Верейского музея

Только благодаря о. Стефану сохранилась и была опубликована уже после смерти владыки Арсения его работа «История существования священства в старообрядческой Христовой Церкви», которую в двух тетрадях епископ передал о. Стефану на хранение. Письма епископа Арсения к самым разным людям о. Стефан собрал и опубликовал в 1912 г., кое-что увидело свет и в «Старообрядцах» за 1909 г., им были изданы  «Детство и жизнь епископа Арсения Уральского и его письма к разным лицам», «Голос русской литературы в защиту старообрядчества» и «Викентия Лиринского памятные записки».

У о. Стефана и его супруги Ирины Александровны было пять детей: сыновья Семён, Пётр, Степан, Василий и дочь Наталия. Три сына защищали Родину на фронтах Первой мировой войны, служили простыми солдатами.

02072016 4Сын о. Стефана Василий Лабзин в действующей армии в годы Первой мировой войны (на фото – справа). Из фондов Верейского музея

В Верее живут потомки о. Стефана и матушки Ирины — родственники святого епископа Арсения Уральского. Уже в трёх поколениях сыновей в честь деда, прадеда и прапрадеда называют Степанами. Праправнук о. Стефана Степан Авданин, как и его знаменитые предки, любит литературу, у него прекрасная библиотека, умеет и любит переплетать книги. В семьях бережно хранят фотографии, книги и документы, часть которых любезно предоставили для выставки в музей и для этой публикации.

02072016 19О. Стефан Лабзин, матушка Ирина и дочь Наталия. Фото из архива потомков о. Стефана

Тех, кто впервые попадает в старообрядческий храм, завораживают старинные иконы и книги, особый певческий распев, непривычное использование в ходе службы лестовок и подручников. Старообрядчество остаётся последним живым островком допетровской Руси в современном мире. Именно поэтому интерес к старообрядческому Покровскому храму Вереи проявило телевидение, сняв сюжет о старообрядчестве и неоднократно показав его по телеканалу «Культура». В этой передаче брат настоятеля Покровского храма Сергей Михеев рассказал о крюковом пении и традициях старообрядческой общины Вереи.

«Старообрядческое пение уникально: оно совершается на восемь гласов, каждому из них соответствует свой мотив, — рассказывал Сергей Михеев, — Поётся оно не по нотам, а по крюкам, это — древняя музыкальная азбука». Крюковая грамота остаётся неизменной уже много веков. Её намеренно не упрощают. Крюковое пение, звучащее необычно для слуха современного человека, несёт в себе не только историю, но и одухотворённость, заставляет со вниманием и трепетом вслушиваться в древние стихеры — молитвы, прославляющие святых. Книги с крюками сегодня можно отыскать в музеях и древлехранилищах, а людей, способных «с листа» спеть эту древнюю музыку, в России немного. Очень ценно то, что в Покровском храме пение совершается по крюкам, и есть молодые люди, которые владеют этой техникой.

02072016 16Горовосходный холм – гамма древнерусского церковного пения

Об истории раскола, различиях между современной Русской Православной Церковью и Старообрядческой Церковью, традициях, бережно хранимых старообрядческой общиной Вереи и о многом другом можно узнать, посетив выставку, которая открылась в Верейском историко-краеведческом музее. Выставка приурочена к 200-летнему юбилею храма.

При молитве прихожане Покровского храма, как и все старообрядцы России, используют лестовку — вид чёток, разновидность вервицы. Лестовка представляет из себя плетёную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Её части символизируют евангелистов, апостолов, ангелов, евангельское учение и т.п. Употребляется лестовка для облегчения подсчёта молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки из 150 ступеней, так называемые «Богородичные лестовки». Изготовление и художественное украшение лестовок было и остаётся одним из традиционных старообрядческих ремёсел.

02072016 13Лестовка. Из фондов Верейского музея

Лестовка имеет четыре трёугольных (в честь Святой Троицы) лапостка, сшитых попарно, которые означают четырёх евангелистов. Обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри между верхними лапостками вшиваются семь небольших лоскутков (передвижек) в знак семи церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Священство, Евхаристия (т.е. Причащение), Исповедь (Покаяние), Брак, Елеосвящение (Соборование). Там, где лестовка связана, то есть над верхними лапостками, с двух сторон имеется по три ступени (или бобочка). Ещё три большие ступени имеет сама лестовка, и все вместе названные ступеньки составляют число девять — в честь девяти чинов ангельских. Лестовку принято держать в левой руке, перебирая её «ступеньки» от «земли» к «небу», на каждую «ступеньку» совершая молитву. При этом пальцы левой руки складываются так же, как и пальцы правой для совершения крестного знамения.

Зайдя в Покровcкий храм, можно увидеть небольшие подушечки, расшитые разноцветными лоскутками. Это — подручники. Земные поклоны старообрядцами полагаются на подручник для поддержания чистоты рук. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься, поклониться: простёртые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли столько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике. Лицевая часть подручника изготавливается или украшается разными видами рукоделия: аппликацией, вышивкой, шитьём из лоскутов и т.п. Некоторые мастера создают такие экземпляры, которые смело можно назвать художественным произведением. Древняя традиция изготавливать и применять подручники сохранилась только у старообрядцев и единоверцев. Как и лестовки, подручники бывают будничные и праздничные. Как и лестовки, подручники хранятся в красном углу.

Есть ещё одна традиция Покровского храма, которая, возможно, сохраняется только здесь. В храме с левой стороны можно увидеть два ящичка. В них хранятся поминальные таблички со второй половины XIX в. с именами прихожан, благотворителей храма, священников. Два раза в год по большим поминальным субботам прочитываются все таблички, хранящиеся в храме. Священник и несколько прихожан читают имена усопших. Тем не менее, чтение занимает более трёх часов.

02072016 12Подручники. Из фондов Верейского музея

02072016 23Одна из поминальных книжек, хранящихся в Покровском храме с середины XIX в.

36 лет (с 1968 г.) прослужил священником Покровской церкви в Верее о. Евгений Иванович Михеев. Прадед о. Евгения, Симеон Фёдорович, возглавлял старообрядческую общину в селе Рытово Владимирской губернии. Дед, протоиерей Петр Семёнович Михеев, служил в Гуслице, исполнял обязанности благочинного Московской области. При советской власти он был вынужден скрываться в погребах, отбывал наказание в местах лишения свободы за убеждения. Дядя, Николай Михеев, был танкистом и погиб на войне.

За время служения о. Евгения были проведены благоустройство и ремонт храма, реставрация икон. О. Евгения любили не только прихожане храма, но и многие жители города. На Освященном Соборе РПСЦ, проходившем 19–22 октября 2004 г., вдовый священник Евгений Михеев был избран кандидатом на рукоположение в сан епископа. 17 ноября 2004 г. он был пострижен в иночество с именем Евмений, а 2 января 2005 г. хиротонисан во епископа Кишинёвского и всея Молдовы. В Молдове епископ Евмений за короткое время получил признание прихожан, что отметил митрополит Корнилий, прибывший с архипастырским визитом в Молдову в ноябре 2012 г.

В настоящее время настоятелем Покровского храма г. Вереи является младший сын владыки Евмения, о. Иоанн. Традицией при настоятеле о. Иоанне стал крестный ход Верея – Боровск, проводимый ежегодно в сентябре в память святых мучениц и исповедниц боярыни Морозовой и иже с нею. Крестный ход начинается утром в Покровском храме, а завершается Божественной Литургией и молебном святым мученицам в Боровске.

Старообрядческая церковь — это живая Церковь со своими законами, традициями и самобытной культурой, принимающая в свои ряды всё большее количество православных, в том числе и молодёжь. Только за первые пять лет служения настоятелем Покровского храма г. Вереи отец Иоанн крестил 100 человек. В настоящее время община старообрядческого храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Верее приступила к подготовке празднования 200-летия храма, которое отмечается в 2016 г. Реставрируются иконы, проведён ремонт иконостаса, ведутся работы и в самом храме. Начаты и продолжаются работы по благоустройству старообрядческого кладбища, находящегося в западной части города в сосновом бору, примерно в 700 метрах от действующего городского кладбища.

Юрий Владимирович Комаровский, директор Верейского историко-краеведческого музея (Верея)

 

Комментарии (0)

Осталось символов - 500

Cancel or