Православные! Поздравляем Вас с наступлением Великого поста, а именно, со стремлением очищения души и тела от суматохи нынешних дней. В сущности, человеку, если только он человек, надо не много, - чтобы в собственном уголке его ждала берегиня и дети, чтобы была семья и Родину не трогал супостат. Для этого и живём.
С точки зрения религии пост - особая форма аскетизма, которая помогает тренировать дух, душу и тело на пути к спасению. Пост объединяет в себе воздержание и духовное, и телесное (в частности, в пище). Духовный пост предполагает ограничение внешних впечатлений и удовольствий, больше времени наедине с собой.
Иоанн Златоуст писал, что истинный пост - "это удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления". Служители церкви подчеркивают, что для верующих пост - не цель, а средство отвлечься от удовлетворения телесных потребностей ради духовного. Без этого, считают они, любой пост становится просто диетой.
Наиболее строгие посты в православии и в исламе, в католицизме и англиканстве их число незначительно.
Традиция поста восходит к ранним христианам. Основным правилом поста у них было не есть более одного раза в день, воздерживаться от вина, сладкого и питательного, проводить день в уединении и молитве.
В католицизме есть два вида поста - воздержание от употребления мясных продуктов ("воздержание", "абстиненция") и ограничение приемов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две более легких (собственно "пост"). Первый вид предписывается церковью в пятницы всего года. Другой - соблюдается в Пепельную среду и в Страстную пятницу.
Великий пост в христианстве имеет символический характер: именно 40 дней, как значится в Библии, постился в пустыне Иисус Христос.
В V-VI веке священнослужители были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Однако современные историки придерживаются иного мнения, ссылаясь многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Ученые отмечают, что в трудах отцов церкви начала нашей эры не встречается упоминаний о постах, как установке апостолов, однако самих фактов о различных видах воздержания в пище и мирском общении приводится множество.
Первое упоминание слова τεσσαρακοστή (гр. - сороковой) встречается в начале IV века в пятом каноне Первого Никейского собора в связи с обсуждением подобающего времени для созыва синода.
Историки отмечают, что в установлении числа 40 дней решающую роль должны были сыграть примеры Моисея, Ильи и Христа. Впрочем, не исключено, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробу.
В православии изначально преобладала практика, в которой пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним.
Подготовка к Великому посту начинается за три недели до его начала, что должно духовно подготовить человека к главному смыслу поста - покаянию. А собственно Великий пост длится шесть недель, за которыми следует Страстная неделя перед Пасхой.
Во время Страстной недели вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Традиционно в эту неделю идет подготовка к главному празднику - Пасхе.
В первую и последнюю (Страстную) недели предписан особо строгий пост, во время которого не разрешается потреблять "скоромные" продукты. Кроме того, в понедельники, среды и пятницы предписана холодная пища без масла один раз в день. Во вторники и четверги - горячая пища без масла один раз в день. По субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной недели) два раза в день.
Комментарии (0)