Днем рождения кинематографа традиционно считается 25 декабря 1895 года. Именно в этот день в Париже, в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок, знаменитые братья Люмьерустроили свой первый киносеанс.
Но у российского кинематографа — свои памятные даты, одна из которых отмечается в октябре. В октябре 1908 года в Москве, в театре «Аквариум», состоялась премьера первого российского фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин»).
Фильм был сделан в ателье Александра Дранкова, которого по праву можно считать одним из первых российских продюсеров. Свое кинематографическое ателье Дранков открыл в 1907 году. Оно, выражаясь современным языком, занималось кинодокументалистикой. Там делались сюжеты на актуальные темы, запечатлевались различные события. Ведь изобретение кинематографа давало массу возможностей, которыми люди, обладающие практической жилкой, не могли не воспользоваться. Новое искусство набирало обороты, народ жаждал невиданных зрелищ, и к 1908 году в Москве, к примеру, уже насчитывалось около 80 кинотеатров. Демонстрировались там в основном французские игровые ленты.
Александр Дранков очень точно уловил момент, когда назрела необходимость своего, российского игрового кино. И материал для первого фильма он взял народный, понятный всем зрителям России. Это не салонная драма из жизни французских аристократов, а известная история о Стеньке Разине и княжне.
Режиссером картины выступил Владимир Ромашков, бывший до этого актером Народного театра в Петербурге. Впрочем, опыт режиссуры у него уже имелся, он ставил пьесы на столичных и провинциальных сценах. Оператором был сам Александр Дранков, и помогал ему Николай Козловский. Роль Стеньки Разина сыграл знаменитый русский трагик Евгений Петров-Краевский, блиставший в те годы на российской театральной сцене.
«Месть кинематографического оператора» — один из первых русских анимационных фильмов
«Аэлита» — первый в СССР фантастический фильм
«Путевка в жизнь» — первый советский художественный звуковой фильм
За основу был взят фрагмент пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница». А по сути — это экранизация знаменитой песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Так что в какой-то степени этот фильм можно также считать и первым в истории видеоклипом. За шесть минут экранного времени рассказывается легендарная история о том, как знаменитый разбойник Стенька Разин вместе со своими подельниками празднует победу над персами, влюбляется в персидскую княжну, затем становится жертвой злых сплетен и наговоров своих же товарищей, ревнует красавицу и в порыве гнева (или как бы сказали сейчас — в состоянии аффекта) бросает беднягу «за борт, в набежавшую волну». Эмоции на экране зашкаливают, все персонажи картины отчаянно жестикулируют, а поясняют зрителям происходящее внушительные титры. Такие, например: «Товарищи! Блажит наш атаман! Где видано, чтобы атаман удалых молодцов якшался с бабами?» Или же речь уже самого Стеньки, обращенная к бедной девушке: «Меня ли любишь одного, княжна? А может быть, дружок сердечный есть на родине?»
Премьера «Понизовой вольницы» прошла с успехом и вызвала положительную реакцию критиков.«Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он дает роскошную и выдержанную в историческом колорите картину» — таков был отзыв издания «Сцена». «Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу», — отмечалось в «Вестнике кинематографов в Санкт-Петербурге».
Фильм демонстрировался под музыку композитора Михаила Ипполитова-Иванова, которую он сочинил специально для этой картины. Затем звучала песня «Вниз по матушке по Волге», и обычно на всех сеансах зрители с удовольствием ее подхватывали, получался такой своеобразный зрительский хор.
После премьеры в Москве и Санкт-Петербурге «Понизовая вольница» шла в кинотеатрах России, везде вызывая неизменный восторг у публики.
Сейчас «Понизовая вольница» — бесценный исторический кинодокумент, символизирующий зарождение российского кинематографа.
Комментарии (0)