Братья и сестры! Просим внести посильную помощь на это Богоугодное дело.

Подробнее >

В нашем журнале публикуются статьи и видеоклипы различных авторов, но это не значит, что редакция журнала согласна с каждым автором. Важно, чтобы читатель сам видел и осознавал события, происходящие в России и за рубежом.

С уважением, редакция

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Сейчас 95 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • kholin08

Сегодня мы публикуем уникальные материалы еврейского колдовства. Впрочем, судите сами.

 

Сгибающий ложки силой мысли Ури Геллер, обходящийся 17 минут без воздуха Дэвид Блейн, внушающий мысли Марк Салем и проходящий сквозь Великую Китайскую стену Дэвид Копперфильд – почти половина всех известных сегодня в мире иллюзионистов имеет еврейское происхождение. Разбираясь в вопросе, откуда такая предрасположенность к столь оригинальному жанру, Jewish.ruрассказывает для начала о самых известных еврейских магах от Средневековья до началаXX века.

 

«Ворожеи не оставляй в живых», «Не гадайте и не высчитывайте времена…» Священные книги иудаизма не допускают компромиссов в порицании мистики. В соответствии с Торой колдовство наказывалось смертной казнью, или «каретом». Возможно, поэтому в средние века большинство евреев, телепатов и экстрасенсов предпочитали дистанцироваться от оккультизма, раскрывая свои таланты на ярмарках и в бродячих цирках. А возможно, и потому, что, с другой стороны, столь же строго к магии относилась католическая инквизиция.

Тем не менее первые упоминания об иллюзионистах и ясновидящих еврейского происхождения в Европе известны со Средневековья. Распространению «еврейской магии» в диаспоре во многом способствовало отношение коренного населения к евреям как к народу богоизбранному и наделенному сверхъестественными силами. Например, в засушливые периоды евреев часто просили вызвать дождь.

Среди еврейской молодежи, несмотря на запреты, было популярно чародейство. Потерявшие надежду на взаимность влюбленные обращались за счастьем в личной жизни к магам, на деле подвергаясь гипнозу и воздействию других психологических практик. Это в принципе была не магия, а актерское искусство на основе различных психологических опытов. И ключевые роли в этом искусстве внезапно заняли евреи. Упоминания о жившем в Италии еврейском чародее по имени Замбрио относятся к IX веку, а у евреев Сицилии привороты на любовь практиковались еще за столетие до него.

Один из самых загадочных предсказателей французский еврей-выкрест Нострадамус жил в XVI веке. Многие его прогнозы сбылись и продолжают сбываться, другие так и не получили подтверждения. Большую часть своей жизни Нострадамус успешно занимался медициной и слыл талантливым врачом. Затем он увлекся алхимией и астрологией, выпустив свой первый астрологический альманах в 52 года. Краткосрочные предсказания Нострадамуса подтверждались, ему стали верить. В итоге в конце жизни Нострадамус, ранее неоднократно допрашиваемый инквизиторами, фактически стал первым в истории известным астрологом и провидцем, обласканным правящей элитой.

Это произошло сразу после того, как в письме к Генриху II Нострадамус предсказал королю его скорую смерть. После действительно произошедшей на рыцарском турнире гибели Генриха II его вдова Екатерина Медичи назначила Нострадамуса придворным медиком и астрологом. До самой смерти ясновидящий ни в чем не нуждался и регулярно выпускал свои катрены и ежегодные альманахи.

По следам Калиостро

Инквизицию сменила еще более лютая к еретикам и колдунам Реформация, к тому же сопровождавшаяся гонениями против евреев. Интерес евреев к магии был отбит лет на сто. Экстрасенсы и медиумы оживились уже только в XIX веке и, подобно мистику и авантюристу Джузеппе Бальзамо (он же граф Калиостро), пустились колесить по Европе.

Россию гастролеры тоже не забывали. Особенно долго гастролировала по двум столицам большая еврейская семья иллюзионистов Германн. Ее родоначальник Самуил был придворным фокусником турецкого султана. Есть мнение, что именно он подарил Пушкину сюжет «Пиковой дамы», за что и был увековечен «солнцем русской поэзии» в образе главного героя, картежника Германна. Среди 16 членов его семьи, тоже работавших фокусниками, особенно выделялись талантливые Карл и Александр. Карл, пожалуй, и вовсе был главным магом своего времени. В какой-то момент он отказался от всех видимых устройств и перешел к программе, в которой всё реализовывалось лишь руками мага. Он покорил придворную Россию своим фирменным фокусом с разрывом и подбрасыванием в воздух утки, из половинок которой появлялись две, целые и невредимые.

Другим примером может служить его знаменитый трюк «Шелковая змея», в котором заимствованный платок превращался в руках зрителя в кучу обрезков, потом – в длинную ленту, которая становилась лимоном. Карл разрезал лимон, чтобы доказать зрителям, что плод – настоящий, но внутри него вдруг оказывался целый платок. «Пропах лимоном», – сокрушался Карл, поджигал его, пепел заворачивал в бумагу, но потом, порвав сверток, вновь извлекал из него целехонький платок.

Его младший брат, Александр Германн, однажды эффектно поставил на место своего тезку – российского царя Александра III. Царь решил бросить иллюзионисту и атлету вызов сравниться силами и порвал целую колоду карт. В ответ же Германн между комплиментами монарху тоже порвал одну из оставшихся в руках царя половинок колоды надвое, что, конечно, было значительно труднее. Ловкость рук и инженерная смекалка постепенно вытесняла мистическое начало. И без того зыбкая грань между магией как колдовством и искусством художественной мистификации стала стремительно стираться.

Жанр же, которому по зрелищности в те времена не было равных, становился всё популярнее. В Румынии прославился менталист, которого звали Авраам-телепат (источники утверждают, что это был псевдоним раввина Авраама Фернбаха), в Галиции – Эфраим Блитман и Самуил Тирсфельд. Последний известен там, что выступал перед кайзером Вильгельмом I и императором Францем-Иосифом. Дошло до того, что на рубеже XIX-XX веков большинство престидижитаторов были евреями. Адам Эпштейн из Варшавы завоевал титул самого оригинального мага Восточной Европы: он читал мысли, двигал по сцене столы, демонстрировал меловые доски, на которых буквы появлялись самостоятельно, резал и колол себя безо всякого ущерба для жизни и здоровья, ходил по иголкам босыми ногами. В западных европейских странах прославился под псевдонимом Джон Вайль еврейский чародей-комик (бывает и такое) Иоахим Лифшиц, «принц иллюзий» Герман Курц собирал полные залы в Бухаресте, а карточный фокусник Фред Ронер стал любимцем высшего света Вены. Им аплодировала не только Европа, бум фокусников и магов в это же время сотрясал и Америку.

Подаривший «Надежду»

Как пишет Ларри Эпштейн в книге «На пороге мечты: история еврейских иммигрантов Нью-Йорка», в начале прошлого столетия «Большое яблоко» ставило рекорды по плотности магов и иллюзионистов на квадратный метр.

Но, пожалуй, ярче остальных свой след в истории оставил еврейский поэт и предсказатель Нафтали Герц Имбер, которого называли еще «Махатмой» и «Апостолом Каббалы». Родившись в семье хасидов в галицийском Золочеве, до семи лет Имбер был глух, нем и парализован. Чудесным образом исцелившись, он за несколько лет наверстал упущенные в развитии годы, проявив себя настоящим вундеркиндом в изучении Талмуда и пробуя сочинять стихи. В 10 лет он уже добился признания, когда написал пафосную поэму к 100-летию присоединения Буковины к Австро-Венгрии. Поэму прочитал Франц-Иосиф, и юный поэт получил от императора награду. В молодости Имбер много путешествовал по Европе. В 1880-х он приехал в Палестину как секретарь знаменитого дипломата, писателя и авантюриста лорда Лоуренса Олифанта, с которым сошелся на почве увлечения оккультизмом: Олифант был одержим мистической идеей переселить евреев на Землю Обетованную с целью приближения апокалипсиса. В Иерусалиме в 1882 году вышла первая книга стихов Имбера, а в ней среди прочих было известное сегодня миллионам людей стихотворение «Тикватейну» («Наша надежда»), которое легло в основу гимна сионистского движения, а позже – гимна Израиля.

После переезда в Америку Имбер получил широкую известность как предсказатель и экстрасенс. А после одной истории ему верили практически безоговорочно. Однажды, выступая в Сан-Франциско в 1896 году, Имбер неожиданно посоветовал американцам в ближайшее время держаться подальше от Парижа, предвещая столице Франции страшную катастрофу. Буквально через полгода в здании «Базара Милосердия», где парижская аристократия проводила людную благотворительную акцию, случился страшный пожар, в котором погибло 130 человек и еще 250 оказались в больницах. Почти дотла выгорели несколько окружавших здание кварталов. Американцы были поражены. Хотя были у Имбера и абсолютно вздорные и смехотворные прогнозы. Например, на 2010 год он предрекал гражданскую войну между Востоком и Западом США. Как мы знаем, ее не произошло. Но мы точно знаем и другое. Озвученное в 1897 году предсказание Имбера о создании в Палестине еврейского государства и его войне за независимость в 1950 году подтвердилось. «Ха-Тиква» оказалась пророческой.

 

Григорий Желнин

Комментарии (0)

Осталось символов - 500

Cancel or