Братья и сестры! Просим внести посильную помощь на это Богоугодное дело.

Подробнее >

В нашем журнале публикуются статьи и видеоклипы различных авторов, но это не значит, что редакция журнала согласна с каждым автором. Важно, чтобы читатель сам видел и осознавал события, происходящие в России и за рубежом.

С уважением, редакция

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Сейчас 33 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Сегодня своими исследованиями о "Золотом тельце" с  нами делится политолог Кирилл Мямлин.

Трансформации Золотого Тельца. История Всепольского кагала

Кто назвал польского короля Казимира «Мудрым», почему польские монеты печатались на иврите, кто создал, управлял и развалил Речь Посполитую и почему случился «потоп» на Украине

 

У каждого человека есть свои симпатии и антипатии. С кем-то из окружающих он дружит, а кого-то терпеть не может. То же самое относится к странам и народам. Трудно найти государство, воевавшее с Россией чаще, чем Польша. В чем же причина этой многовековой ненависти? Так получилось, что будучи соседями, обе наши страны с самого начала претендовали на гегемонию на громадном пространстве. Уже в конце X века начались первые русско-польские войны из-за пограничных городов на территории нынешней Западной Украины. В начале следующего столетия польские войска вторглись уже непосредственно на территорию Киевской Руси, вмешавшись в войну между Ярославом Мудрым и Святополком Окаяннымна стороне последнего. Причиной этих войн была не только жажда подчинения новых территорий южнославянскими князьями, но и желание католической церкви вытеснить православную церковь. В формировании коллективного бессознательного этносов и народов одну из ведущих ролей играют религии, приверженность определенным конфессиям, но не только… Важную роль играют общины и этносы, входящие в состав населения.   

Польша, Польское королевство не было моноэтническим государством, в него  входили славянские группы народов и не только. В XI-XII, XIII и в XV вв. прошли три волны миграции иудеев в Польшу, связанных, в начале, с одной стороны, с разгромом Хазарского каганата,  с другой стороны с началом религиозных гонений в Западной Европе; позднее - с предоставлением польскими королями, в частности, Болеславом Благочестивым (хартия 16 августа 1264 г.) и Казимиром Великим (Привелей 1367 года, подтвержденный в 1456 г.), коммерческих и административных льгот иудейским выходцам из Германии.  
 

О вреде коррупции и стяжательства 

В начале прошлого тысячелетия, после падения Хазарского каганата, часть хазар, исповедовавших иудаизм и ведущих активную переписку с единоверцами-сефардами в Испании, мигрировали в западном направлении. Практически в то же время, в противоположную сторону двинулось  большое количество их единоверцев-«кооператоров», переселенцев из Германии и Богемии, откуда их в XI-XII веках стали выгонять первые крестоносцы. Местом встречи стали южнославянские земли, расположенные на территории современной Польши. Здесь стал возникать клан кооператоров-«ашкенази». Рассказы о своих лишениях переселенцы подкрепляют существенными вливаниями в княжескую казну. Поэтому не случайно, что краковский князь Мечислав Старый в 1173 запрещает по отношению к ним всякое насилие, даже оборонное. Жадноватые польские правители надеялись с помощью вновь прибывших развить торговлю, промышленность и ремесла. 

Утверждение местного духовенства, что это «слуги Дьявола, враги христовы» польские правители во внимание не принимают – деньги застилают глаза. Деньги – главное, к чему получают доступ «несчастные переселенцы»… И вот, практически сразу после прибытия «страдальцы» начинают… заведовать чеканкой монет. Польский князь Болеслав IV (1146–73) вверил чеканку и распространение монеты переселенцам-«кооператорам», а Казимир II (1177–94) разрешил наносить на монеты надписи… на иврите. На нем стали печататься и имена князей… Позднее Мешко III (1173–1202 с перерывами) отдал монетное дело в постоянную аренду «кооператорам», которые в последние два десятилетия ХII в. обладали монополией на чеканку монеты (ФРС получает своего предшественника). Теперь на иврите, наряду с именем короля,  переселенцы начинают чеканить и свои собственные имена; иногда имя чеканщика занимает всю (!) поверхность монеты (например, на монетах «рабби Аврахама бен Ицхака Нагида»). Короли Пшемыслав I и II продолжали эту практику, и имена их монетных мастеров на иврите — Менахем,Я‘аков и Аврахам — чеканились на монетах. Позднее имена «кооперативных» чеканщиков исчезали с польских монет, однако они продолжали активно участвовать в их выпуске. В 1360 г. краковский монетный двор был передан Иорданису Левко (умер в 1395 г.), придворному банкиру Казимира III «Мудрого». ПриСигизмунде I монетным делом с 1508 г. заведовал государственный казначей королевства, крещеный «кооператор» Аврахам Езофович (около 1450–1519 гг.), в 1509–18 гг. — управляющий казначейством (подскарбник) Великого княжества Литовского. В 1555 г. Сигизмунд II отдал монетное дело в Литве на откуп некоему «кооператору» из Вильно, а в 1560 г. откуп получили иудеи Феликс и Бородавка (символическое имя), вновь свои привилегии они получают в 1569 г.  

Картинка 3 из 8 Одновременно с этим в Польшу прибывают и «менеджеры кооператива», которые стали исполнять обязанности раввинов, канторов в синагогах и начальных учителей. 

Первый польский правитель, который на основании особых законов весьма упрочил положение переселенцев и взял их под особую защиту, был князь Болеслав «Благочестивый», герцог Калишский. В 1284 этот «Благочестивый» Болеслав издал специальную грамоту, состоявшую из 37 статей. Грамота устанавливала, что в судебных делах свидетельство христианина против «кооператора» принимается лишь тогда, когда оно подтверждается показаниями «свидетеля-кооператора». Судебная власть над ними отныне в Польше принадлежит не общим городским судам, а лично князю, его воеводе или назначенному князем особому судье. За убийство или поранение «переселенца-кооператора» виновный в том христианин отвечает перед княжеским судом. Личность и имущество «кооператора» объявлены неприкосновенными. «Не понятно» почему, но запрещается взводить на них обвинение в похищении христианских детей, в добывании крови из них и употреблении этой крови для религиозных целей (!). Утверждалось, что лживость такого обвинения «уже доказана папскою буллой» (неужели «вдруг» всех посетил массовый психоз?). Если всё же такое обвинение против переселенцев возникнет, то оно должно быть подтверждено шестью свидетелями - тремя из христиан и тремя из «кооператоров» . Только если обвинение таким образом подтвердится, виновного «кооператора» можно казнить. Если же обвинение христиан не подтвердится показаниями «кооператоров», то казнить должно христиан. Все эти права и преимущества для кооператоров грамота Болеслава сохраняла силу «на вечные времена». Таким образом, грамота Болеслава не только ставила этот клан в привилегированное положение, но и брала под его защиту, при том, что Устав клана прямо утверждает:  

- кооператоры, которые благодаря положению, ими занимаемому, имели бы к этому возможность, настоятельно обязываются предавать публичной казни всех представителей конкурентов под тем или иным предлогом;
- произнося клятву, про себя можно оговорить такие условия, при которых клятва не будет действительна. Устав разрешает поступать таким образом всякий раз, когда какая-либо не-кооператорская власть требует от кооператора принятия клятвы;
- член кооператива всегда вправе нападать на христианина и убивать его вооруженной рукой;
- в рамках общепринятого законодательства, арбитражного и уголовного кодексов, поведении на следствии и суде: Запрещено предавать кооператора в руки христиан, идет ли речь о жизни кооператора или о его имуществе; и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество (в другом закрытом объединении, это положение имеет название омерта).


Гетто и «местечки», как привилегия 

Кварталы еврейские, улицы или районы города, отведенные властями для проживания евреев (латинское — Platea Judaeorum; испанское — худерия; французское — жюивери; итальянское — джудекка; английское — джюри; немецкое — юденгассе; польское — улица жидовска).
Еврейская электронная энциклопедия 

Еврейские кварталы зачастую возникали из-за желания еврейского населения данного города вести образ жизни, «соответствующий предписаниям иудаизма». «Сосредоточение в обособленном квартале позволяло также евреям в случае необходимости защищаться или быть защищенными от нападений черни» (характерная терминология для «Еврейской электронной энциклопедии – прим.м09). Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь. В разных странах условия поселения евреев в особых кварталах были различны. Еврейские кварталы существовали уже в Александрии в 1 в. н. э., Риме и других городах Италии. В Туделе после захвата города христианами евреям была отведена часть городской крепости (1170), за что они содержали в исправности всю крепость (кроме главной башни). В христианском Толедо в 1085 г. за ними был сохранен квартал в западной части города, где они жили при владычестве мусульман; еще один квартал был отведен евреям Толедо в центре города. В Барселоне и Кордове они также проживали в двух кварталах. В Севилье в 1248 г. евреям были отведены три участка для жительства, окруженные защищающими стенами. В Испании такие кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее (Мальорка, 1306). Однако с 14 в. церковные власти начинают настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. Термин ал джама (араб. — «сбор»), употреблявшийся применительно к еврейским кварталам в средневековой Испании, часто служил названием также еврейских общин в Сицилии и иногда — южной Италии. В Португалии «худериаш» устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев (в Лиссабоне таких кварталов было несколько). Согласно преданиям, восходящим к 12–13 вв., евреям Нарбонна был дарован особый квартал в благодарность за их участие в войне против мусульман. В Сицилии евреям Палермо был отведен особый квартал в 1312 г., а к 1392 г. такие кварталы уже существовали во всех городах королевства. Сведения о еврейских кварталах во Франции и Англии крайне скудны; известно, что они были в Анжере (14 в.), а также во владениях римского папы в районе Авиньона; существование «еврейской улицы» в Лондоне упоминается уже в 1115 г. В Германии обособленные еврейские кварталы появляются в 11 в. в Майнце, Кельне, во многих городах Нижней Саксонии, Силезии, Прирейнской области и ряде других местностей. Архиепископ Шпейера Рюдигер выделил в 1084 г. участок церковной земли для еврейского квартала, а также место для кладбища. Наибольшей известностью пользовался еврейский квартал в Франкфурте-на-Майне, возникший в 1460 г. (именно тогда туда перебралась семья Мейеров-Ротшильдов) и позднее превратившийся в гетто. В некоторых немецких городах в эти кварталы власти помещали дома терпимости. В Вене еврейский квартал (юденштадт) возник по инициативе евреев в конце 13 в. и просуществовал до 1421 г., когда они были изгнаны из города (вновь появились в начале 16 в.). Подобные кварталы существовали и в других австрийских городах, а также во многих городах Моравии и Чехии. Типичными и весьма известными были возникшие в конце 11 в. два еврейских квартала в Праге. В 1473 г. еврейское население города было перемещено в особый квартал в районе Старе-Место. 

В Польше, в отличие от всей средневековой Европы, не было введено гетто, но существовавшие там еврейские кварталы сохранились гораздо дольше, чем в других странах европейской части континента. Привилегия Болеслава V Калишского (1264) евреям вызвала их приток в Польшу и появление к 14 в. еврейских улиц в городах Львов, Краков, Познань, Сандомир (ныне Сандомеж) и других местах. Многие польские города пользовались привилегией не впускать евреев, но на частных или королевских землях при этих же городах возникали еврейские селения, местечки и даже целые города. Еврейская улица в Кракове впервые упоминается в актах 1304 г., но в конце 15 в. евреи в основном начали селиться в Казимеже под Краковом, где отведенный им квартал получил название «еврейского города». Ограничение местожительства евреев по всей Польше продолжалось, несмотря на все политические перемены в стране, вплоть до 60-х гг. 19 в. и было упразднено лишь в 1862 г. (в Казимеже еврейский квартал просуществовал до 1867 г.). В царской России в 30-х гг. 19 в. правительство предполагало ввести целую систему еврейских кварталов, напоминающих гетто, однако это намерение не было осуществлено. Еврейские улицы, кварталы, районы существовали в городах Ковно (ныне Каунас), Каменец-Подольский, Киев, Москва,Житомир и Рига, в которой в 16 в. были даже особые постоялые дворы для приезжающих торговцев-евреев. Когда с воцарением Александра II началась реформа еврейского быта, остатки еврейских кварталов в России были постепенно уничтожены.  
 

Кто Казимиру III дал прозвище «Мудрый»

 Казимир «Великий» у Эстерки (художник Владислав Лушкевич)

Весьма способствовал усилению «кооператоров» в Польше король Казимир «Великий» (1333 - 1370), которому определенные историки приписали и другое прозвищ – «Мудрый». Но почему же он получил такое прозвище и кто из историков приписал его королю Казимиру?  

На второй год своего правления Казимир не только подтвердил в Кракове защитную грамоту, которую дал Болеслав Калишский, но и распространил её действие на всю Польшу и расширил права «кооператоров» -  разрешил им  селиться в Польше в любых количествах под специальной привилегией как «люди короля», согласно эдикта от 1334 года. Собственное же население Польши с этого времени перестало быть свободным, превратившись в крепостных рабов у польской шляхты, которая достаточно быстро смешалась с «кооперативной элитой». 

«Кооператоры»-иудеи стали иметь право жить во всех городах и сёлах, владеть землёю и брать в аренду имения шляхтичей. Местному судье было велено разбирать все «кооперативные» дела только при участии раввинов и старшин общины. Роль судебного пристава часто выполнял «школьный» или синагогальный надзиратель. А мы помним, что их Устав гласит:
- если кто-нибудь расскажет о нарушениях кооператора трижды, то его следует утилизировать, расходы по утилизации несет местный кооператив;
- имущество не-члена кооператива подобно покинутой вещи, его настоящий владелец кооператор, который первый его захватит. И это справедливо, ибо Ш-ф дал членам кооператива власть над жизнью и имуществом не-кооператоров;
- кооператору, его помощнику разрешается не возвращать денежные средства не-кооператору, в том числе и по вопросам возмещения за скупку краденного;
- если кооператор взял в долг у не-кооператора, а тот умер, он имеет право отказаться платить его потомку, который не знает точно, брал ли этот кооператор в долг у старшего не-кооператора, кстати, если не-кооператор при расчетах ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой; - кооператору запрещается воровать у коллеги, но у члена другого кооператива – разрешается, при условии, что это не обнаружится и не будет упомянуто имя Ш-фа; - покупка недвижимого имущества, чтобы выжить с земли не-кооператора или взять с него ростовщические проценты, разрешается в выходные не будет считаться нарушением КЗОТа;
- проходя мимо разоренного христианского храма, каждый кооператор обязан произнести: «Слава тебе, Ш-ф (Шеф регистрационной палаты, здесь и далее Ш-ф), что ты искоренил этот дом»;
- там, где написано 'Не делай вреда ближнему', не говорится 'Не делай вреда не- кооператору"... Запрещается возвращать не-кооператору им утерянное; возвращающий не-кооператору потерянное не найдет милости у Ш-фа  и т.д. и т.п.  

Крупная «кооперативная» община в это время возникает во Львове - столице Червонной Руси (Галиции), которую Казимир присоединил тогда к Польше в 1340 году, предварительно поставив туда своего престарелого родственника. До этого  попытки поляков, претендовавших на Червоную, или Галицкую, Русь, оставались безуспешными до тех пор, пока со смертью князя Юрия II Андреевича в 1335 г. не прекратилась здесь династия русских князей из дома Рюриковых. Изначально Казимир обещал Червоной Руси привилегии оставить ей самоуправление, удержать все прежние законы, выработанный веками общественный строй и полную свободу исповедания по обряду восточной церкви. Папа Бенедикт XII, узнав от самого Казимира о подчинении Руси и о том, что король клятвенно обещал русскому населению во всем защищать его и хранить при его обрядах (in eorum ritibus), правах и обычаях, пишет (29 июня 1341 г.) Краковскому епископу, чтобы тот освободил Казимира от данной им клятвы и тем самым дал ему возможность действовать по отношению к православному населению, желая их обращения в католичество…

В польских летописях упоминается, что причиной благоволения короля Казимира «Мудрого» к иудеям была его любовь к красавице-иудейке Эстерке (Эсфири). Эта дочка «кооперативного» портного настолько овладела сердцем польского короля, что он поселил её в своём дворце близ Кракова. Она родила королю двух дочерей, которых воспитывала по кооперативному уставу, и двух сыновей, Пелку и Немира, которых, по настоянию короля, всё же воспитали в христианской вере. Эти «полукооператоры» стали родоначальниками нескольких знатных польских фамилий.  

Ситуация сложилась таким образом, что польское дворянство, шляхта, стала светская «кооперативной» элитой, а ортодоксальные «кооператоры» были у них в управляющих. Вероятно, это то, что евреи всегда хотят от руководителя любой страны - что если они по каким либо причинам не могут непосредственно иметь верховную власть, то они должны быть привилегированной элитой, имеющей доступ к денежной эмиссии, быть освобожденной от налогов и других обязанностей перед государством, кроме права извлекать неограниченные доходы.  
 

Золотой век еврейства.  «Жечь Посполитая», производная от «Центрального Ваада» или «глобализация» в пределах польско-литовских границ 

После смерти Казимира «Мудрого», его преемник Людовик Венгерский (1370-1382), воспитанник католического монастыря, решив отобрать у «кооператоров» все права, предоставленные им предшественниками, тут же скоропостижно скончался (причина смерти не установлена), не успев осуществить задуманного.  

В соседнем Великом княжестве Литовском, которое было в два раза больше, чем Польское королевство,  в то время руководил дуумвират двух братьев-«язычников» Гедеминов: Альгирдас и Кестутис. Кестутис успешно боролся против немецких рыцарей. А на восточном направлении брат Альгердас завоевал.  

Начавшееся с конца XII столетия со времени Татарского погрома ослаблении  Руси приводит к завладению Польшей и Литвой частями юго-западной Руси. Наибольший успех в этом отношении имели со времени Миндовга (ум. в 1263 г.) литовские князья, присоединявшие к своим владениям одну землю за другой. В XIV веке вся юго-западная Русь, занимавшая огромнейший район по рекам Днепру с его притоками, по Западной Двине, Днестру и Южному Бугу, Полоцк, Витебск, Смоленск, Северная земля, Волынь, Подолия и Киев входят в состав могущественного Великого Княжества Литовского. Ко времени соединения в 1385 г. Великого Княжества Литовского с Польшей первое занимало огромнейшее пространство от Балтийского до Черного моря, с одной стороны, и от Угры, Оки и истоков Сейма до Западного Буга, с другой. 

Дочь Людовика Венгерского Ядвигу, свежеиспечённую королеву Польши, местный «кооперативный» олигархат в 1385 году выдает за литовского князя Ягелло, которому до этого они же помогают в борьбе против его дяди Кестутиса. Ягелло получает в приданое к Литве Польшу, а польские «кооперативные олигархи» -  Литву в придачу к Польше. Все заинтересованные партии, кроме народа Литвы были при явной выгоде. Ягелло правит 49 лет и его никто (как и Казимира «Мудрого» - правил 37 лет), представляете, не отравил - удивительное долголетие. Кузен Ягелло - Витовт стал   Великим князем Литвы. 

Любопытно, что православие, как религия абсолютного большинства населения в Литовском княжестве, становится религией, оказывающей наибольшее культурное и цивилизационное влияние, при этом оставаясь в равноправных условиях с остальными религиями, но с браком Ягелло с Ядвигой ситуация резко меняется. При этом шляхта называет Литовское княжество «языческим»…

В 1386 образуется объединённое Польско-Литовское королевство. Литва в это же время переходить к католичеству. Иудеи и при «языческой» власти неплохо себя чувствовали в Литве, теперь же стали усиливаться. В конце 14-го века в Литве существовали уже пять крепких «кооперативных общин»: в Бресте, Гродно, Троках, Луцке и Владимире. Кооператорам покровительствовал великий князь Витовт, который управлял Литвою то самостоятельно, то как наместник польского короля Ягелло.  

Кстати, Ягелло еще известен и марш-броском со своим войском на Куликово поле на помощь Золотой Орде, но тогда повезло, что он опоздал из-за борьбы за трон. Иначе Куликовская битва вполне могла бы закончиться поражением русского войска Дмитрия Донского

В 1388 году князь Витовт издал для брестских и других литовских «кооператоров» грамоту, сходную с грамотами «любителя кооператоров» Болеслава Калишского и Казимира «Мудрого». «Кооператоры» составляли в Литве класс привилегированных свободных жителей, находящихся под непосредственным покровительством великого князя и местных высших властей. Они жили самостоятельными общинами, пользуясь самоуправлением в своих внутренних делах, занимаясь в Литве не только торговлей и ремеслами, но и сдачей сельхозугодий в аренду крестьянам. При этом «кооператоры» брали у великого князя на откуп таможенные и питейные пошлины (так что проекты «Банк Англии» и «ФРС США» были лишь развитием системы влияния)… 

Большим любителем «кооператоров» был и Казимир Четвёртый Ягеллон (1447 - 1492). Когда новый король гостил в Познани, после своей коронации, этот город был опустошён пожаром. В пожаре сгорел и старинный подлинник грамоты, которую иудеям-«кооператорам» дал Казимир Мудрый. Тогда «кооперативная» депутация  обратилась к Казимиру Четвёртому с просьбой восстановить и подтвердить права евреев на основании уцелевших копий сгоревшей грамоты. Король охотно исполнил просьбу. «Мы желаем, чтобы евреи, которых мы особенно охраняем ради интересов наших и государственной казны, почувствовали себя утешенными в наше царствование». Он подтвердил все прежние права и вольности - свободу жительства и торговли, автономию общинную и судебную, неприкосновенность личности и имущества и защиту против обвинений в ритуальных убийствах и изуверских извращениях по выкачиванию крови из христианских младенцев. Лишь под давлением краковского архиепископа Олесницкого король вынужден был в 1454 отменить некоторые привилегии, как «противные праву божескому и земским уставам».

В 1494 большой пожар истребил большую часть Кракова. Воспользовавшись пожаром, горожане, обираемые до этого «кооператорами» существенно разграбили кооперативное имущество. После «кооперативных» жалоб король Ян Альбрехт предоставил им в предместье Кракова (Краков был тогда польской столицей) для жительства особый квартал, где кооператоры в большой безопасности могли обделывать свои дела.

Но иногда кооператорам не везло. В 1495 Александр, который управлял Литвой на правах великого князя, проводит реформу денежного обращения, удаляя иудеев с монетного двора, одновременно он издает указ об их депортации из Литвы (они поселяются на соседних польских землях и ждут). Эта депортация по времени совпадает и с изгнанием евреев из другой католической монархии - Испании. Важнейшими причинами этого шага явились экономические и финансовые трудности государства, большие долги самого Александра еврейским ростовщикам. Изгнав евреев, он конфисковал и их имущество. Но в отличие от Изабеллы, Александру пришлось их быстро возвращать и просить прощения, к 1503 году евреи снова вернулись в Литву,  а Александр получает прозвище «Ягеллончик»
Грамоту Казимира «Мудрого» в защиту «кооператоров» подтвердили и последующие польские правители (всего их было одиннадцать), в том числе 5 июля 1576 года и Стефан Баторий и 24 апреля 1765 года последний польский король, ставленник русской императрицы Екатерины Второй, Станислав Август.

Наиболее ответственная часть католического духовенства была, естественно, против привилегированного положения иудеев в Польше. Но число их только множилось. Погромы в германских землях, «черная смерть» снова гнали десятки тысяч мигрантов-«кооператоров» в Польшу.

Как мы понимаем, евреи, приравненные в правах к дворянству, в Польше не бедствовали:


     Польская еврейка, 1766 г. Изображение из книги: A collection of the dresses of different nations. Vol. III. London, 1772. Польский еврей рубежа XVIII-XIX вв. Рисунок из знаменитой книги Джулио Феррарио (1767-1847) "Древний и современный костюм": Ferrario G. Il costume antico e moderno. T. VII. Firenze, 1826. Tav. 25, № 1.
польские евреи XVI – XVII вв польские евреи рис.Коссака  польские евреи XVIII – XVIII веках 

В 15-ом веке в Польше их обитает уже около 100 тысяч, в 1648 г. — 300 тыс. человек. По переписи 1765 года «кооператоры» составляли 10 процентов населения Польши или каждый десятый. «Имея столь солидную демографическую базу, они  освоили все профессии, монополизируя некоторые из них, и самоорганизуются в некоторое подобие государства в государстве. Эта организация приобретает в 16 веке окончательные формы, так что с этого времени Польша на века становится главным мировым центром иудаизма». «Кооператоры» становились прежде всего ростовщиками и менялами, крупными экспортёрами пшеницы, леса, мехов и кожи, управляющими помещичьих хозяйств и тем самым господами над миллионами польских, литовских и русских крестьян. Крестьянских и военных специальностей в этом списке не числилось, зато кооператоры стали владельцами деревень с полями, лугами и крепостными крестьянами, получили право арендовать православные церкви, они занимают также крупные государственные посты и получают на откуп сбор налогов и таможенные сборы. А мы помним, что согласно Устава:

- имущество не-члена кооператива подобно покинутой вещи, его настоящий владелец кооператор, который первый его захватит. И это справедливо, ибо Ш-ф дал членам кооператива власть над жизнью и имуществом не-кооператоров;
- кооператору, его помощнику разрешается не возвращать денежные средства не-кооператору, в том числе и по вопросам возмещения за скупку краденного;
- если кооператор взял в долг у не-кооператора, а тот умер, он имеет право отказаться платить его потомку, который не знает точно, брал ли этот кооператор в долг у старшего не-кооператора, кстати, если не-кооператор при расчетах ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой;
- кооператору запрещается воровать у коллеги, но у члена другого кооператива – разрешается, при условии, что это не обнаружится и не будет упомянуто имя Ш-фа;
- покупка недвижимого имущества, чтобы выжить с земли не-кооператора или взять с него ростовщические проценты, разрешается в выходные не будет считаться нарушением КЗОТа;
- там, где написано 'Не делай вреда ближнему', не говорится 'Не делай вреда не- кооператору"... Запрещается возвращать не-кооператору им утерянное; возвращающий не-кооператору потерянное не найдет милости у Ш-фа  и т.д. и т.п.   

При этом происходит упадок монархии - особенно при Сигизмунде Первом Старом (1506-45) и его сынеСигизмунде Втором Августе (1548-72) - польские евреи достигли важного положения, сопровождаемого, как обычно, большей степенью автономии. Именно в это время польским евреям были дарованы их важнейшие привилегии, включая учреждение знаменитого «Комитета Четырех стран» («Ваад Араба Арцот») - органа еврейского самоуправления всех четырех частей Польши. Началось то время, которое позднее было названо «Золотым веком еврейства»… 

К тому времени евреи получают полное самоуправление. Вся Польша была разделена на территориальные округа - кагалы. Все вместе они составляли Всепольский Кагал. Центральная власть - Совет Верховного Кагала - состояла из 30 главных раввинов, это и парламент, и правительство в одном лице, заседавшее на ярмарке в Люблине. Здесь же стал заседать и «общекооперативный» суд. Вокруг него и сложился «Ваад (комитет) Четырех Земель Польской Короны», и создана система областных «ваадов», охватывавших все без исключения местные общины. Областные «ваады» начали играть ведущую роль в Польше с 1519 г. Название «Ваад Араба Арцот» или «Совет четырёх стран» закрепилось исторически, поскольку в нем доминировали следующие четыре области: Великая Польша (гл. община Познань); Малая Польша (гл. община Краков); Червоная Русь или Львовская Земля (Львов), включая Галицию и Подолию; и Волынь (Острог или Кременец). 

«Современники не без основания сравнивали его с Синедрионом в Иерусалиме. Никогда евреи не пользовались в Европе столь широкой автономией». Это был «золотой век польского еврейства». Ваад, то есть «польский Синедрион», стал Религиозным и Политическим Центром тогдашнего Мирового еврейства. Отсюда шли законы, постановления и советы. Отсюда осуществлялся и контроль над иудеями Европы, но также и Азии, и Африки. Еврейский эсторик Т.Грец приводит пример: «даже иерусалимские евреи в 1705 году обращались за советом и за указаниями к польским раввинам . Например, спрашивали совета: оставлять ли в Талмуде листы белыми, где хула на Иисуса Христа, или печатать глумление над Ним». Это же подтверждает и Флавиан Бренье.

Не случайно, что в 1569 между Польшей и Литвой была заключена «Люблинская уния» (по месту заседания Центрального Ваада), по которой оба государства объединялись в одно - Речь Посполитая  (или «Жечь Посполитая»), – с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой.  Все ради коммерции. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды. «Речь Посполитая» — дословный перевод с латинского на польский слова «Республика» -  на русский язык дословно переводится, как «общее дело» (cosa nostra?). Среди татар, турок и казаков в XVI-XVII веках часто называлась Ляхистан, Лехистан (лях = поляк), но понятно, что корень у этого названия можно было бы взять и из названия другого этноса... Достаточно  показательно, как «кооператоры» соорудили самую большую империю Европы на протяжении трёх столетий - Речь Посполитую.  

В 16 - нач. 17 вв при «Вааде четырех стран» функционировало особое представительство «кооператоров» Великого Княжества Литовского (после того, как вступило в унию с Королевством Польским), но в августе 1623 года литовские кагалы образовали самостоятельный «Ваад главных общин Литовской Земли». Большую часть его истории этот Ваад возглавлял Председатель раввинского суда Брест-Литовска (кстати, именно здесь исторические корни «американского Льва Толстого в юбке»  и именно здесьТроцким подписывался позорный договор с Германией в 1919 году…). Отношения между польским и литовским «ваадами» регулировались представителями, которые съезжались для этого в Люблин. Оба «ваада» просуществовали до 1764 года, когда были ликвидированы резолюцией Польского сейма, установившей новую систему взимания подоходного налога с евреев.


Дранг нах остен от «Ваад Араба Арцот» и «потоп», как конец «Золотого века еврейства»… 

Помогло ли это укреплению государственности объединение в 1569 году Польши и Литвы под эгидой олигархического «кооперативного» капитала? К 1572 году король превратился в чисто декоративную фигуру, избираемую шляхтским сеймом. Можно вспомнить и хрестоматийный пример, когда «некий пан» сшил себе кафтан из пергаментов, на которых были приговоры королевских судов о наказании его, – от изгнания до смертной казни – явился в сей обновке он на королевский бал в Варшаве. Периодически проходили и войны с собственным королем…  

Зато Речь Посполитая начинает свою активную военную экспансию на Восток. Несмотря на децентрализацию и практическое отсутствие королевской власти, усилиями местной специфической элиты – шляхты (ведомой олигархами «Ваада» и своей спесью), обладавшей собственными войсками, объединившейся в предвкушении наживы, подмяла под себя огромные территории с православным славянским населением. Когда в начале XVII века на Руси настало «Смутное время», казалось, что раздираемая междоусобицами держава уже больше не поднимется. В 1610 году на русский престол был приглашен Владислав -  сын польского короля Сигизмунда III, а в Москву вступил польский гарнизон. Но уже в 1612 году ополчение Минина и Пожарского выкинуло шляхтских оккупантов из Кремля. Освобождение российской столицы от интервентов создало условия для восстановления в стране государственной власти.  

«Золотой век еврейства» в Польше длился до 1648 года - до «потопа».  Процесс переселения иудеев Польши на земли, которые были в частном владении, особенно активно происходил в 16 – начале 17 в. наУкраине, где магнатам польским королем предоставлялись обширные латифундии. Нуждаясь для освоения новых земель в администраторах, магнаты охотно назначали иудеев управляющими или сдавали им поместья в аренду. «Кооператоры»-коммерсанты вели на Украине почти всю внутреннюю торговлю, осуществляли оптовые закупки сельскохозяйственной продукции и ее экспорт. В руках иудеев сосредотачивались различные промыслы: виноторговля, производство селитры и поташа, рыболовство, охота. Они брали в аренду корчмы, молочные хозяйства и мельницы. Численность иудейского населения Украины значительно увеличилась: выросли общины в Луцке, Владимире-Волынском, Ковеле, Остроге,Баре, Брацлаве, Виннице, Немирове, Тульчине. Они начали селиться в Белой Церкви, Богуславе, Стародубе, Чернигове и других городах. Если в конце 16 в. на Украине было 80 еврейских общин, то в 1648 г. — уже 115.  

При этом двойные нормы морали, по отношению к «неевреям», вытеснение коренного населения из наиболее доходных производств, коммерции,  а зачастую и лишение собственности, наряду с фактами надругания над верой - разрушения православных церквей,  усиливало ненависть к захватчикам – именно так переселенцы и воспринимались… Поэтому не случайно, что православное население Украиныненавидело евреев, считая их своими главными угнетателями. Эта ненависть стала главной причиной «катастрофы», постигшей еврейство восточных областей Польши в середине 17 в. 

В течение всего XVII века в Малороссии с интервалами в 5–10 лет вспыхивали казацкие восстания. Начинались они одинаково. Служил пушкарем в частной армии польского магната казак Северин Наливайко. И вдруг он узнает, что принадлежащий его семейству луг захвачен, а его отца насмерть забивают палками. Следствием стала казацкая война 1595–1596 годов под руководством мстителя Северина.  И вот 1640-е годы. Чигиринский подстароста «пан Чаплинский» напал на хутор соседа – сотника Богдана Хмельницкого. Там он украл «четыреста копен сена» и любовницу Богдана, а заодно насмерть запорол восьмилетнего сына сотника. Между прочим, Богдан Хмельницкий оказался на редкость законопослушным человеком и пошел по судам. Но на приговоры судов Чаплинский плевать хотел. В январе 1646 года сотник лично бил челом королю Владиславу на своего обидчика. Старый король лишь развел руками: «Сам не могу ничего поделать с панами. А у тебя что, сотник, сабли нету? Эй, выдать Богдану добрую саблю!» Дальнейшее общеизвестно. 

«Потопом» евреи называют зачистку на территории, исторически принадлежащей Древней Руси и позднее захваченной польской шляхтой, которую стали проводить русские казаки и крестьяне под командованием гетмана Богдана Хмельницкого. В период с 1648 по 1658 практически в восточной части Польши не осталось уцелевших «кооперативных» общин. А на восточном берегу Днепра не осталось ни одного еврея. Затем территория восточнее Днепра была и вовсе присоединена к России. Это была огромная потеря для «кооператоров». Здесь заложена и причина особой «любви»…
Но в западной части Польши они продолжали процветать под покровительством шляхты,  занимая при этом первое место в Европе по количеству ритуальных убийств.  Но мы помним, что в Старом Завете (ставшим в для иудеев второстепенным, по сравнению с Талмудом), «потоп» означал очищение от скверны… 
 

Вопрос об этике в деловых отношениях никогда не стоял 

Тот факт, что евреи использовали двойную систему этики, описываемую Талмудом —  альтруистическую для самих себя и грабительскую для неевреев — внёс вклад в экономическое лидерство в обычных деловых предприятиях

Якоб Катц говорит: «этнические нормы каждый применяет по-своему». Это было так же неправильно применять ростовщичество против евреев, как достойно похвалы применять его против неевреев. Морально поощрялось и считалось этично для евреев вовлекать неевреев в различные не этичные (с точки зрения самих евреев) прибыльные дела настолько, насколько они могут это себе позволить, не ущемляя интересы еврейского сообщества. Следующий пассаж из «книги жизни» «Кодекс мнесионида» ясно показывает двойственную экономическую мораль в деловых отношениях евреев. Не надо забывать о том, что для евреев означает «Кодекс мнесионида» — они считают его создателя величайшим философом всех времен. Еврейские учения приказывали евреям помогать своим братьям и не конкурировать с ними в попытке эксплуатировать неевреев. Якоб Катц приводит в пример много источников, в которых запрещается конкуренция между евреями. Им запрещалось вмешиваться в дела монополий, контролируемых другими евреями, и сбивать цену у других евреев. Они должны всегда кооперировать друг с другом против неевреев, чтобы «не терять деньги Израиля» [ Katz, J. «Tradition and Crisis: Jewish Society at the End of the Middle Ages», NY, 1961, The Free Press of Glencoe. p.24, 61]. 

Изучение ситуации в Польше в 17-18 веках Гершоном Хундертом нашло отражение в работе « Евреи в польском частном городе» (The Jews in a Polish Private Town: The Case of Opatow in the Eighteenth Century), где иллюстрируется, как евреи начали доминировать в коммерческой жизни. На евреев постоянно жаловались местные жители, что они отказывались вступать в ремесленнические гильдии, что они контролировали всю торговлю и цены на сырье, что они не покупали у христиан и что они вытеснили христиан из коммерции так, что им пришлось переезжать в другие места. Хунберт пишет, что евреи полностью контролировали коммерцию города, торговлю спиртным, включая его производство распространение и продажу. Так было практически во всех городах, где проживали евреи…  

В результате, нарушая существующие правила, они начали доминировать в коммерческой жизни...а в некоторых районах они стали полностью контролировать всю торговлю и цены на сырье, закупая товары для торговли только у своего клана. Ростовщичество, владение огромной собственностью наравне со знатью сделало их непопулярными среди населения.  

А что касательно «польской шляхты», то в XVIII веке ее наглость  лишь возросла. С 1700 по 1794 год найдется едва ли два десятка лет, когда панство не воевало с собственным королем. В  «…1794 году, с 24 марта, с восстания Тадеуша Костюшки началась история благородной ненависти к рабству» - когда злодеи-русские вернули себе земли, принадлежавшие их предкам в IX–XIV веках, то они первым делом заставили панов спилить виселицы и колья в барских имениях. Но запрет на печатание собственных монет каждым шляхтичем вызвало очередной поводом для антироссийского восстания и т.д. 

В Речи Посполитой уже давно нет крепостного права, но «гонористое панство», к сожалению, осталось. Не так давно русский экскурсовод в Катыни спросил у такого вельможного туриста, почему столь много поляков приезжают в Смоленск к месту захоронения польских офицеров, якобы убитых в 1940 году русскими, но почти никто не посещает братские могилы солдат Войска Польского, павших в боях с немцами в 1943–1944 годах на территории СССР. Пан презрительно бросил: «Там – быдло, а здесь – шляхта». 

Спесь дворянства смешалась с идеологией шовинизма «членов кооператива», дав крайне специфическое отношение к окружающим.  

К 1917 году 51% всего мирового еврейства проживало на территории «тюрьмы народов» Российской империи... И.М.Бикерман писал в 1924: «В царской России жило больше половины еврейского народа... Естественно поэтому, что еврейская история ближайших к нам поколений была по преимуществу историей русского еврейства». И хотя в XIX в. «западные евреи были богаче, влиятельнее, стояли впереди нас по культурному уровню, но жизненная сила еврейства была в России. И эта сила росла и крепла вместе с расцветом русской Империи... Только с присоединением областей, населенных евреями, к России... началось возрождение (видимо имеет ввиду мятеж 1917 г и участие в его организации ифинансировании  «членов профсоюза» – прим.м09). Еврейское население быстро увеличивалось в числе, так что могло даже выселить многолюднейшую колонию за океан; в руках евреев накоплялись капиталы...». Вся образованность и все богатство пришли к восточноевропейским евреям - в России. И русское еврейство проявилось «по своей численности и по свежести таившихся в нем сил становым хребтом всего еврейского народа». Как и писал И.Г.Оршанский: «Чем более евреи рассеяны между христианским населением... тем выше уровень их благосостояния». 

Как сказал выкрест Генрих Гейне, еврейство - не религия, а несчастье. России такого «счастья», кажется, финально досталось чуть ли не больше всех… Но чем больше «кооператоров» проникает во власть, чем больше получает капитала  в свои руки, тем хуже становится для страны, где гобсеки получают контроль. Исторически этот процесс занимает разное время, но усреднено для это требуется порядка 100 лет «плотного контроля». Так было в Польше, так было и есть в России, так происходит и в США. Они – следующие кандидаты на распад.

Комментарии (0)

Осталось символов - 500

Cancel or