Именно 29 января по н.ст. мы должны отмечать день Российской Империи, если хотим соблюсти его духовный смысл таким, каким он был изначально”.
изначально”.«При Царе Иоанне IV, Русский народ становится Народом-Богоносцем, а Московское Царство (Империя) – оплотом и утверждением Веры Православной, народное самосознание и мiроощущение пронизывается осознанием Богослужебного долга и молитвенного чувства промыслительности всего происходящего в жизни Отечества. Казаки при Царе Иване Грозном из голутвенных охотников «за зипунами» становятся служилыми, верноподданными казаками, присоединившими к этой Империи земли от Урала до Аляски.Соборность народа и его Державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя».
В честь сей великой даты Русской истории мы публикуем слово похвальное Первому Русскому Императору (Царю).
16/29 января — 471 год ВЕНЧАНИЯ НА ЦАРСТВО ИОАННА ГРОЗНОГО.
Последнее время всё чаще преднамеренно клевещут на благоверного Царя Иоанна Грозного, а в его лице и на всю идею Русского Православного Царства в целом.
Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время:
1. Прирост нашей государственной территории составил почти 100% (с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн. кв. км). К России были присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, а также Ногаи и часть Северного Кавказа. Русская Держава по своим размерам стала больше всей остальной Европы!
2. Прирост населения составил 30-50%.
3. К смертной казни за это время были приговорены 4-5 тысяч человек.
4. Русский Государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле.
5. Проведена масштабная реформа судопроизводства.
6. Введена всеобщая выборность местной администрации.
7. Невиданными ранее темпами развилась торговля с Англией, Персией и Средней Азией.
8. По распоряжению Государя основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей.
9. Создана государственная почта, основано около 300 почтовых станций.
10. Положено начало регулярному созыву Земских соборов.
11. Прошел знаменитый т.н. ’’Стоглавый’’ собор Русской Православной Церкви, первый в полном смысле этого слова Поместный собор.
12. Созданы Четьи Минеи (Ежемесячные чтения) святого митрополита Макария.
13. Положено начало книгопечатанию, созданы две типографии, собрана книжная сокровищница Царя.
14. Придан государственный характер летописанию, создан ’’Лицевой свод’’.
И все это — несмотря на многочисленные войны и 20-летнюю борьбу с европейскими странами, поддерживавшими Польшу, Литву и Швецию в войне против России (их поддержали Ватикан, Франция, Германия, Валахия, Турция, Крым, Дания, Венгрия — кто деньгами, кто солдатами, кто дипломатическими интригами). Вопреки наветам, Иван Грозный оставил своим наследникам мощное государство и боеспособную армию, позволившие его наследникам одержать победу в войне над Швецией и выставлять в поле пятисоттысячное войско (в 1598 г.). В разоренном государстве такое невозможно!
Российская Империя началась с венчания на царство Иоанна IV.
Империя означает не только мощное и крупное государство, объединяющее под властью одного монарха и централизованной администрации многие народы во главе с их князьями. В христианском понятии Империи (Царства) издревле присутствовало историческое значение вселенского политического и духовного центра – каким была Римская Империя. После ее сокрушения варварами в V веке, преемственность от нее сохранила ее восточная часть – Византийская “Ромейская Империя” (Константинополь – Второй Рим), которая к тому же с Божией помощью обрела истинную религию. Очевидным преемником Второго Рима после его падения в XV веке стало Московское царство как Третий Рим (в ту пору не называя себя латинским словом “Империя”).
В древнерусском языке вместо титула «император» использовался титул «царь», происходящий от одного из титулов римских императоров – «цезарь», соответственно вместо названия «империя» использовалось название «царство», хотя в документах с иностранными государствами, на латинском языке вместо слова “царь” использовалось слово “император”. Именно поэтому Русское Царство и Российская Империя одно и тоже.
Преобразования Царства Русского, происшедшие при царе Петре привели в т.ч. к переходу на использование в официальных документах термина “Российская Империя” вместо термина “Русское Царство”, т.е. замена старорусского понятия на новое образование, на греко-латинско-русском суржике, характерном для высшего административного аппарата русского общества того времени.
К сожалению, западнический склад ума Петра в его представлении ставил Россию ниже Запада не только в техническом и культурном, но и в религиозно-историософском статусе. И если Цари Московской Руси понимали и ценили духовную преемственность Третьего Рима от православной Византии, нисколько не страдая от высокомерия и претензий Европы на “римское наследие”, отвергая порою предлагавшиеся королевские титулы, – то Петр принял европейскую иерархию ценностей и именно в ней стремился застолбить для России почетное место как “европейской страны”. Из этого комплекса неполноценности происходили все его западнические реформы в Церкви, культуре, языке, даже в быту (мода и обычаи).
Петр и его правящий слой не могли не знать, что русский титул “Царь” происходил от слова “Цезарь” (имя римского полководца и правителя Гая Юлия Цезаря, ставшее впоследствии титулом римских и византийских Императоров). Фактически титул “Император” (в переводе с лат.: повелитель) означал то же самое, что Царь, но в западном латинском варианте, и следовательно был в эту эпоху менее легитимен, поскольку Русский Царь был законным преемником Императоров первого и второго Рима. Западные монархи это признавали, когда им было выгодно . Самого Петра, желая польстить ему, на Западе не раз частным образом называли Императором еще до принятия титула. Но когда он этот титул принял официально, к нему европейские монархи серьезно не отнеслись. В их понимании признание титула Российского Императора по сути означало лишь символическое признание возросшего политического, военного и территориального значения “варварской” России.
Но и для самого Петра важно было именно политическое признание России в Европе. И хотя иностранным послам в Петербурге сообщалось, что титул Императора по сути носили и предки Петра, именно в это время обрекаются на забвение прежние регалии царской власти, символически связывавшие Третий Рим со Вторым.
Комплекс неполноценности Петра и его сподвижников перед Западом заставлял его считать мнение Европы в данном вопросе исключительно важным.
Комментарии (0)