Братья и сестры! Просим внести посильную помощь на это Богоугодное дело.

Подробнее >

В нашем журнале публикуются статьи и видеоклипы различных авторов, но это не значит, что редакция журнала согласна с каждым автором. Важно, чтобы читатель сам видел и осознавал события, происходящие в России и за рубежом.

С уважением, редакция

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в LinkedInОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

Сейчас 79 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

В узбекском городе Нукус до сих пор существует старообрядческая община из потомков яицких (уральских) казаков, сосланных в 1875-1877 гг. по указу императора Александра II после подавления мятежа в Уральском казачьем войске.

 

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Мы дополнили присланную нам статью агентства Фергана ньюс замечательными фотографиями исследователей старообрядчества, найденных в блоге московского старообрядца М.Ю. Панкратова.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград,  Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община,  Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Переселение казаков началось в 1875 году из Казалинска сперва в село Первоначальное, потом в Петроалександровск (ныне Турткуль), Чимбай, Кунград, Нукус. Википедия рассказывает удивительные подробности истории России тех лет, которые не входят в школьную программу и едва изучены даже специалистами:

С 1591 года русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых (в 1891 году Войско торжественно отмечало 300 лет служения московскому царю, по этому случаю был заложен храм Христа-Спасителя). В 1632 году была произведена первая перепись яицких казаков, которых оказалось около 900 душ. Яицкие казаки приняли участие в Хивинском походе 1717 года князя Бекович-Черкасского, из которого мало кто вернулся (для Bойска по перепеси 1723 года показавшей чуть больше чем 5000 человек, 1500 погибших было серьёзной потерей).

В 1718 году правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков была объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение…. (см. wikipedia)

На новом месте казаки легко освоились, потому что давно привыкли к двуязычию. Пришлись им по душе и природные условия. В обширной дельте Амударьи они начали заниматься охотой и рыболовством и, как свидетельствуют архивные данные, практически монополизировали рыбный промысел.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Еще не так давно окрестности были рыбацкой мечтой

Быстро изучив навигацию, на своих больших лодках каюках они стали перевозить грузы и пассажиров от Муйнака до Чарждоу, торговать рыбой, хлебом, скотом, сахаром и керосином на базарах в Самарканде, Туркестане, Ашхабаде, Маргилане. Появились среди них и несколько владельцев хлопкозаводов.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Советская власть, утвердившаяся в Хиве в 1920 году, повела наступление на частную собственность и попыталась упразднить религиозные ценности староверов. В ответ казаки подняли восстание, провозгласив Чимбайскую республику, которую поддержал адмирал Колчак из Омска. Чтобы не потерять контроль над ситуацией, красным комиссарам пришлось пойти на временные уступки и дипломатические уловки, отложив репрессии. Но даже коллективизация и террор 30-х годов не разрушили до конца целостности казачьих общин.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Веры своей старообрядцы в Каракалпакстане не поменяли. Члены общины объединялись вокруг молельного дома – Собора. Во главе семьи стоял «старшой» – отец семейства, власть которого переходила к старшему сыну. Старшая в семье женщина управляла хозяйством. Выбор невест для сыновей оставался беспрекословным правом родителей. В начале XX века круг признаваемого родства у уральцев был очень широкий, включая кровных родственников, свойственников и, так называемые, свадебные группировки.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Законность брака признавалась только после совершения всей цепи свадебных обрядов и родительского благословения, которое давалось только при условии принадлежности жениха и невесты к одной вере. В наши дни это правило несколько смягчилось, и молодые казаки иногда женятся и выходят замуж не только за братьев и сестер по вере, но и создают смешанные семьи с представителями других религий и национальностей. Но в ортодоксальных старообрядческих семьях все еще празднуют свадьбы, соблюдая все старинные ритуалы – отгадывание невесты на смотринах, преграда «поезду» жениха, выкуп за новобрачную, круговое хождение молодоженов.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Сохранился в неприкосновенности и похоронно-поминальный ритуал. Хоронят покойных они на своем, «уральском» кладбище. «Страдальцев» – умерших не естественной смертью, не отпевают и не дают им места на общем погосте. Остается в силе запрет на употребление табака, алкогольных напитков, чеснока, чая и кофе, а также мяса скотины, которая не была зарезана самими членами семьи.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Нынешнего настоятеля молельного дома в Нукусе, единственного, по словам старообрядцев в Узбекистане, Савина Ивановича Макарчева, как и положено, выбирали общинным сходом. Хотя в быту дедушку Савина часто кличут «Путиным», за то, что однажды но написал письмо президенту России, рассказав о нуждах своей общины.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Яицкие казаки оказались более стойкими, чем природа

- Мне потом ответ из администрации пришел. Написали, приезжайте, как с документами разберетесь, поможем на новом месте обжиться. Да только куда я один подамся? У меня приход тут, соплеменники, могилы родные. Родился тут, и помру на земле родной, – говорит Савин Иванович.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

На все, что происходит в окружающей жизни, у деда Савина свои объяснения и комментарии.
- Сказано в Писании, что птицы на лету падать станут и курей есть нельзя будет, смерть от них человеку наступит. А вы про грипп куриный говорите. А еще писано там, что девки стриженые ходить будут, да в портках – как мужчины, вон, как ты нынче…

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Уральцы в Каракалпакстане всегда жили в мире и дружбе с местным народом. На Пасху пекли куличей столько, чтобы и соседей угостить хватило, а яйца красили сотнями – соседской ребятне на радость. Нередко выходцы из старообрядческих семей поступали в местные вузы на факультеты каракалпакского языка и литературы, чтобы преподавать в местных школах. Внучка бабы Вали – Оксана – отлично знает и каракалпакский, и английский. А ещё Святое Писание и много казачьих песен из репертуара своей бабушки. Сама баба Валя вспоминает, как полвека назад послушать, как она поет, приезжали старообрядцы со всего Каракалпакстана.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

- Валюша наша не только Бога славить может, но и столько русских народных песен знает, что Бабкина и Кадышева не слышали, – улыбается дедушка Савин и сам затягивает: «Кругом- кругом да солнце катилось, рядом – рядом бояре все едут…

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

С тех пор, как началась экологическая катастрофа Аральского моря, казаки начали переселяться обратно в Россию, в основном в Волгоградскую область, где природа напоминает низовья Амударьи. Но уезжают только молодые. Старики берегут могилы предков и священные иконы, которые нельзя вывезти с собой, но ведь нельзя и передать в чужие руки, даже если это руки священников православной церкви. И теплятся свечи в красных углах над древними образами Девы Марии, Николы Угодника и Архангела Михаила. Горят огоньки в окнах низких мазанок на речном берегу в Нукусе, Кунграде, Ходжейли и Турткуле.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

- Есть крыша над головой, каравай на столе, рыба по праздникам, да чистая рубаха, чтобы ходить в молельный дом, и слава Христу, – говорит дед Савин.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Старообрядческая моленная, г. Нукус, Узбекистан

Источник текстаhttp://www.fergananews.com/articles/4725
Источник фотоhttp://mu-pankratov.livejournal.com/271291.html

Аральское море — бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов объём воды в нём быстро снижается. Забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. Это – настоящая экологическая катастрофа, созданная руками человека.

На сегодня высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии возле города Муйнак в Узбекистане.

В Советском Союзе ухудшающееся состояние Аральского моря скрывалось десятилетиями, вплоть до 1985 г., когда М.С. Горбачев сделал эту экологическую катастрофу достоянием гласности. В конце 1980-х гг. уровень воды упал настолько, что все море разделилось на две части: северный Малый Арал и южный Большой Арал. К 2007 г. в южной части четко обозначились глубокий западный и мелководный восточный водоемы, а также остатки небольшого отдельного залива. Объем Большого Арала сократился с 708 до всего лишь 75 км3, а соленость воды возросла с 14 до более чем 100 г/л.

На сегодня высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии возле города Муйнак в Узбекистане.

На сегодня высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии возле города Муйнак в Узбекистане.

С распадом СССР в 1991 г. Аральское море оказалось поделенным между вновь образованными государствами: Казахстаном и Узбекистаном. Таким образом, был положен конец грандиозному советскому плану по переброске сюда вод далеких сибирских рек, и развернулась конкуренция за обладание тающими водными ресурсами. Остается только порадоватся, что не удалось окончить проект по переброске рек Сибири, потому как неизвестно, какие бы катастрофы последовали за этим. Подробнее читайте по ссылке.

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Елена Данилко и Савин Иванович Макарчев

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Настоятель молельного дома Савин Иванович Макарчев вместе с гостьей из далёкой Москвы Еленой Александровной Агеевой

Раскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станицаРаскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станицаРаскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станицаРаскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станицаРаскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станицаРаскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станицаРаскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станицаРаскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станицаРаскол, старообрядцы, Узбекистан, община, Нукус, яицкие казаки, казачество, Урал, Яик, Казалинск, Турткуль, Чимбай, Кунград, Самарканд, Туркестан, Ашхабад, Хива, гонения, репрессии, советская власть, казачья община, Каракалпакстан, Аральское море, Волгоградская область, Амударья, Ходжейли, станица

Комментарии (0)

Осталось символов - 500

Cancel or